Эксперты оценили масштаб сокращения трансграничной онлайн-торговли
Трансграничная онлайн-торговля сократилась вдвое в марте по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, подсчитали в АКИТ. Обвал эксперты связали с отказом международных платежных систем Visa и Mastercard от обслуживания россиян
Покупки россиянами товаров в зарубежных интернет-магазинов сократились вдвое из-за ухода из России международных платежных систем Visa и Mastercard. По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в марте покупки на онлайн-площадках упали до 12,1 млрд рублей, на 55%. Об этом пишет РБК со ссылкой на отчет АКИТ.
С начала 2022 года — в январе и феврале — трансграничная онлайн-торговля демонстрировала рост год к году. В январе этот сегмент вырос на 67%, до 38,4 млрд рублей, в феврале на 28%, до 38 млрд рублей. По оценке аналитиков АКИТ, 98% интернет-покупок в марте были сделаны на маркетплейсе «AliExpress Россия» (СП китайской Alibaba Group, VK, USM и Российского фонда прямых инвестиций). Около 2% — это покупки с помощью сервисов дропшиппинга (посредников) в других странах, в том числе США.
В январе 2022 года доли стран в трансграничной онлайн-торговле распределялись таким образом: 75% покупок приходилось на Китай, 11% — на США, почти 6% — на Великобританию и 1,3% — на Италию, а на каждую из остальных стран Европы и Азии менее 1%. В «AliExpress Россия» отказались от комментариев. Оборот российских интернет-магазинов за весь первый квартал вырос на 64%, до 1,16 трлн рублей.
Трансграничная онлайн-торговля в первый квартал (с учетом результатов января и февраля) выросла на 11%, до 88,6 млрд рублей, подсчитали в АКИТ. Весь рынок онлайн-торговли по итогам первого квартала АКИТ оценила в 1,25 трлн рублей, что на 59% больше, чем в том же периоде прошлого года. Доля электронной коммерции в общем обороте розницы превысила исторический максимум ковидного 2020 года. В первом полугодии позапрошлого года она превысила 10%, а сейчас только за один квартал — 11%.
В пресс-службе Wildberries сообщили, что в январе—марте 2022 года число заказов в этом маркетплейсе выросло в 2,3 раза год к году, пик повышенного спроса пришелся на февраль—март. В Ozon зафиксировали двукратный приток новых клиентов, сказал его представитель. Аналитики АКИТ отметили в отчете, что основные товарные категории при покупке онлайн не изменились, но перераспределили свои позиции. На первом месте в топ-5 — цифровая и бытовая техника, на втором — мебель и товары для дома. Продовольствие опередило одежду и обувь, заняв третью строчку.
Затраты на онлайн-покупки продуктов в марте 2022 года достигли 60,5 млрд рублей. Это вдвое выше результатов марта прошлого года, говорится в отчете АКИТ. О росте интернет-продаж в первом квартале отчиталась и продовольственная розница: «Лента» сообщила, что ее интернет-продажи выросли в первом квартале почти в три раза, до 10,8 млрд рублей; X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») — что совокупный оборот «Vprok.ru Перекресток» и сервисов экспресс-доставки за квартал вырос на 77%, до 20,7 млрд рублей.
Международные платежные системы Visa и Mastercard объявили об уходе из России в начале марта, после того, как страны Запада — США, ЕС, Великобритания и другие — начали вводить санкции в ответ на «спецоперацию» России на территории Украины. Картами Visa и Mastercard стало невозможно рассчитываться за рубежом, в том числе оплачивать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Позже о прекращении доставки товаров в Россию объявили такие крупные маркетплейсы, как Asos, MatchesFashion, Farfetch, Yoox, iHerb.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.