Эксперты предупредили о падении рынка онлайн-образования на 40% в 2022 году
Рынок онлайн-образования в 2022 году может упасть на 40%, ожидают эксперты. Больше всего пострадает дополнительное и профессиональное образование для взрослых. Востребованными останутся школьное репетиторство и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, курсы иностранных языков и обучение IT-профессиям
Рынок онлайн-образования в 2022 году упадет на 35–40% в зависимости от сегментов, пишет РБК со ссылкой на директора EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталью Царевскую-Дякину. Такие данные были получены по итогам опроса 200 стартапов, входящих в экосистему этого фонда, проведенного в начале апреля.
Более 90% участников опроса рассказали о падении своих продаж в марте в среднем на 20–40%. По итогам года при благоприятном сценарии рынок ждет нулевой прирост, при худшем — сильное снижение, указывает издание.
«Больше всего пострадает дополнительное и профессиональное образование для взрослых, особенно в сегменте дорогих и эксклюзивных направлений, таких как МВА или обучение ораторскому искусству», — говорит Царевская-Дякина. Это связано с тем, что такое обучение часто приходится оплачивать полностью, для чего людям приходится брать кредиты, которые сегодня во многих банках недоступны, пояснила Царевская-Дякина.
Негативное влияние на рынок оказало и отсутствие возможности размещать рекламу в Google, YouTube, а также Facebook и Instagram (двумя последними соцсетями владеет Meta, признанная в России экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена), из которых образовательные сервисы получали наибольший трафик.
Наблюдается снижение спроса в сегменте обучения маркетингу — работе с соцсетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы, указывает РБК. Кроме того, снижается спрос на программы повышения квалификации, отметил руководитель сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс.Практикум» в России Евгений Лебедев. Он объяснил такую динамику тем, что подобные курсы не базовая потребность и в период неопределенности спрос на них падает.
При этом гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева рассчитывает, что динамика рынка EdTech останется на уровне прошлого года и вырастет на 15–20%. По ее словам, в первые недели марта в «Нетологии» спрос упал на все направления, но скоро начал восстанавливаться.
Меньше всего пострадает школьное дополнительное образование в направлении репетиторства и подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, так как экзамены все равно нужно будет сдавать, считает Царевская-Дякина. Кроме того, по ее словам, оптимистично выглядит ситуация с обучением иностранным языкам, где падение по состоянию на март не превысило 10%.
Эксперты считают, что востребованными останутся IT-профессии, в том числе программы, позволяющие освоить новую профессию с нуля. По словам Лебедева, спрос на программы для начинающих с середины марта вырос на 30% по сравнению с докризисным периодом.
В прошлом году объем рынка EdTech в России составил 80 млрд рублей, уточнила Царевская-Дякина. До сих пор этот показатель рос на 15–20% в год, а во время карантина весной 2020 года достигал 25–50%.