Лекарства для пациентов с болезнью Паркинсона могут исчезнуть из российских аптек
В России возник дефицит жизненно важных лекарственных препаратов с леводопой. Они ежедневно необходимы 70% пациентов с болезнью Паркинсона. Препараты компаний Teva и Hoffmann-La Roche начали исчезать из аптек в 2021 году, теперь из-за роста цен на субстанции для выпуска лекарства приостанавливается производство российских дженериков
Пациенты с болезнью Паркинсона столкнулись с дефицитом жизненно важных препаратов с леводопой. Препараты компаний Teva и Hoffmann-La Roche из-за методики ценообразования отказались от «экономически нецелесообразных» поставок, из-за роста цен на субстанции сворачивается производство российских дженериков, пишет «Коммерсантъ».
Минздрав России в марте отменил госрегистрацию «Тремонорма» (леводопа + карбидопа) израильской фармкомпании Teva, а в конце 2020 года Teva прекратила ввоз другого средства — «Леводопа / Бенсеразид-Тева». В компании объяснили, что зарегистрированная государством цена на лекарственный препарат не позволяет покрыть производственные и логистические издержки.
В конце 2021 года с российского рынка ушел аналог «Леводопы / Бенсеразид-Тева» — «Мадопар» компании Hoffmann-La Roche. Фармацевтическая компания заявила, что российское ценообразование для препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) делает поставки «экономически нецелесообразными». На начало 2022 года у пациентов с болезнью Паркинсона оставались лишь российские дженерики: «Бензиэль» производства «Канонфармы» и «Леводопа + Бенсеразид» производства «Изварино Фарма».
«Изварино Фарма» сообщила газете, что «Леводопа + Бенсеразид» отсутствует на рынке, «поскольку низкая цена ЖНВЛП не обеспечивала рентабельности». В производителе уточнили, что «даже этот уровень цены был драматически снижен Федеральной антимонопольной службой в рамках обязательной перерегистрации цены ЖНВЛП в 2019–2020 годах». «Канонфарма» сообщила, что выпускала «Бензиэль» в убыток себе: себестоимость производства — 1000 рублей, зарегистрированная цена — около 600 рублей. Компания не смогла закупить субстанцию для производства лекарства и рассчитывает возобновить выпуск «Бензиэля» в конце июля—августе.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отметил, что цены на многие препараты, в том числе противопаркинсонические, были зарегистрированы ФАС много лет назад. Регулятор, по его словам, «очень неохотно» идет на повышение установленной стоимости препаратов из списка ЖНВЛП: «из-за попыток удержать цену препарат становится производить нерентабельно, и он исчезает с рынка», сказал Шуляк.
Болезнь Паркинсона — хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, в России с таким диагнозом живут около 250 000 — 300 000 человек. Лекарства с леводопой требуются 60–70% пациентов с болезнью Паркинсона. По словам невролога, главного исследователя центра клинических исследований «Неббиоло» (Томск) Натальи Жуковой, в аптеках города нет «Леводопа / Бенсеразид-Тева», «Мадопара», «Накома», «Синдопа», «Тремонорма», «Тидомета», «Бензиэля». В небольшом количестве есть трехкомпонентный препарат «Леводопа / Карбидопа / Энтакапон (Сталево)», который «не каждый пациент может приобрести из-за дороговизны». Названные препараты отсутствовали в интернет-аптеках «Аптека.ру», АСНА, «Здравсити», в онлайн-аптеке сети «36,6».
Руководитель неофициального сообщества больных Паркинсоном Елена Шубина рассказала, что последние два года многие семьи искали способы приобрести иностранные лекарства за рубежом. «Когда границы закрыты, я даже не знаю, что мы будем делать. Наверное, какое-то время просуществуем на остатках: кто-то продает излишки, кто-то после умерших родственников продает или передает препараты в дар»,— отметила Шубина.
По словам директора фонда помощи больным Паркинсоном «Движение — жизнь» Василия Боева, без ежедневного приема леводопы состояние больного ухудшается вплоть до парализации. Наталья Жукова добавила, что уход препаратов с леводопой с рынка означает, что у пациентов остается «все меньше альтернатив для адекватного подбора лечения и, соответственно, меньше перспектив на улучшение состояния и качества жизни».