В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) происходящее на рынке лекарств называют «искусственным и необоснованным ажиотажем». «Слухи о приостановке производств и уходе с рынка ряда зарубежных компаний привели к тому, что жители страны стали массово пополнять домашние аптечки. Если анализировать покупки россиян, становится очевидно, что люди покупали то же, что и обычно, но в гораздо больших объемах, делая запасы на месяцы или даже на годы», — рассказывает заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.
По данным центра, в марте объем производства лекарств для отечественного рынка остался на прежнем уровне, снижения импорта также не произошло.
Годовые запасы
Популярностью у россиян, по данным ЦРПТ, в марте 2022 года пользовались препараты, содержащие ксилометазолин (применяются для лечения насморка и заложенности носа) — за месяц было куплено 16,5 млн упаковок. Это на 32% больше, чем в марте 2021 года. Также россияне приобрели 8,3 млн упаковок «Бисопролола» для лечения сердечно-сосудистых заболеваний — рост на 209%. Жаропонижающих препаратов на основе ибупрофена было продано 8,1 млн пачек, а в марте 2021 года — всего 4,5 млн. Кроме того, спросом пользовались препарат для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта «Омепразол» (7,8 млн, +90%) и анальгетик «Цитрамон» (7,3 млн, +36,5%).
По данным DSM Group, объем продаж лекарственных препаратов с 14 по 20 марта 2022-го вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,7% в натуральном выражении и на 89,4% — в денежном (более свежих данных пока нет).
На прошлой неделе руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова заявила, что запасы лекарств в стране есть, они производятся и поставляются без перебоев: «Отсутствие лекарств в аптеках связано исключительно с нездоровым ажиотажем, когда люди в панике скупают годовые запасы препаратов, спрос на некоторые из которых вырос в 5-10 раз». В качестве примера в ЦРПТ приводят лекарства на основе левотироксина натрия, который служит для лечения заболеваний щитовидной железы. В первые две недели марта россияне приобрели в аптеках почти 3 млн упаковок препаратов на его основе, что превысило трехмесячную норму потребления 2021 года.
«Сначала смели прокладки. Приходят и говорят: «Сколько есть? Дайте 20 пачек», — рассказывает сотрудник одной из аптек в Твери. — Затем раскупили гормоны щитовидной железы, противосудорожные («Финлепсин»), инсулины и антибиотики». Руководитель московской аптеки говорит, что повышенным спросом пользовались в марте препараты «L-Тироксин» и «Эутирокс» (препараты гормонов щитовидной железы): «Как только появлялись, за час раскупались».
«Левотироксин» (препарат гормонов щитовидной железы. — Forbes) стал «новой гречкой». Россияне скупили трехмесячную норму за две недели, и сейчас мы видим, что спрос снижается. Опасения пациентов не оправдались, запасов в России достаточно», — уверяет Реваз Юсупов. По данным центра, в гражданском обороте по состоянию на 23 марта находится почти 9 млн упаковок «Левотироксина». При условии потребления на уровне 2021 года этого должно хватить минимум на семь месяцев.
Руководитель маркетплейса «Здравсити» (проект одной из крупнейших фармкомпаний России «Протек») Даурен Абеуов также рассказывает о наиболее популярных в марте препаратах «L-Тироксин» и «Эутирокс». «Было реализовано в среднем в 300 раз больше данных препаратов по сравнению с мартом прошлого года, — приводит данные он. — Сложившуюся ситуацию мы связываем прежде всего с общим, не всегда обоснованным ажиотажем со стороны населения, когда покупки не соответствуют реальным объемам потребления. На сегодняшний день дефектуры (отсутствия в аптеках. — Forbes) указанных препаратов нет. А продажи вернулись на уровень показателей конца февраля».
В Росздравнадзоре уверяют, что в настоящий момент на российском фармрынке имеется годовая потребность «Левотироксина».
Тревожность и стресс
По словам директора по маркетингу столичной аптеки Redlec.ru Анны Молодцовой, причина ажиотажного спроса — беспокойство покупателей о возможном прекращении поставок из-за рубежа. Повышенным спросом чаще пользуются импортные лекарства, рассчитанные на прием курсом или на постоянной основе. «Хотя российские аналоги существуют, люди все же привыкли к импортным и, возможно, доверяют им больше», — поясняет она. Стоит учитывать и то, что цены на отечественные и импортные лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, куда входит и «Левотироксин», отличаются незначительно.
«У таких препаратов есть предельная отпускная цена, и наценка регулируется государством. Это значит, что препарат и отечественной фирмы «Озон», и немецких «Берлин-Хеми/Менарини» или «Мерк» стоят плюс-минус одинаково — около 100-150 рублей в зависимости от дозировки. При таких вводных покупатели отдавали предпочтение препаратам импортного производства», — говорит Молодцова.
На рынке отмечают повышенный спрос и на рецептурные психотропные препараты. «Если раньше обходились «Пустырником», то теперь покупатели идут к неврологам за более сильными препаратами целенаправленно — с жалобами на общую тревожность. Люди не справляются со стрессом», — объясняет сотрудник одной из аптек. В Redlec.ru также говорят о росте спроса на психотропные препараты, при этом отмечают, что лекарства на основе трав пустырника и валерианы тоже пользовались популярностью.
Сети «Ригла», «36.6», а также компании «Эркафарм» («Самсон», «Доктор Столетов», «Озерки») и «Сбераптека» (ранее «Еаптека») отказались от комментариев для этой статьи.
Несмотря на заявления чиновников Минздрава об отсутствии дефицита лекарств на российском рынке, в конце марта зампред правительства Татьяна Голикова поручила этому ведомству организовать «работу по разъяснениям возможности замены лекарственных препаратов, не производимых в РФ и дружественных иностранных государствах, по которым существует риск дефицита, на аналогичные».