Клиенты «Яндекс.Еды» подали коллективный иск в суд из-за утечки персональных данных
Коллективный иск к «Яндекс.Еде» подали в Замоскворецкий районный суд Москвы клиенты сервиса, в суде иск пока не зарегистрирован. Заявители потребовали по 100 000 рублей компенсации на каждого из-за утечки персональных данных. Юристы считают сценарий с выплатой в этом размере в пользу пострадавших от утечки маловероятным
В Замоскворецкий районный суд Москвы обратились с коллективным иском клиенты одного из крупнейших сервисов доставки готовой еды, принадлежащего «Яндексу» — «Яндекс.Еды», пишут «Ведомости» со ссылкой на исковое заявление и директора по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal, представляющего интересы заявителей, Бориса Фельдмана. В пресс-службе суда уточнили, что иск не зарегистрирован.
Заявители требуют через суд компенсации в размере 100 000 рублей на каждого из-за допущенной компанией утечки персональных данных. Борис Фельдман рассказал, что в иске к сервису сейчас участвует 33 пользователя, которые намерены реализовать свое право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. По словам Фельдмана, около 300 человек отправили заявки о присоединении к иску, сделать это можно, заполнив форму на сайте Destra Legal. В иске заявители указали, что после утечки их персональных данных в интернет им начали поступать звонки с незнакомых номеров с рекламными предложениями различных услуг.
По словам Фельдмана, участники коллективного иска сочли, что «распространенные «Яндекс.Едой» персональные данные существенно нарушают неприкосновенность частной жизни, жилища», и опасаются за свою безопасность. Представители сервиса «Яндекс.Еда» 1 марта сообщили об утечке некоторых данных клиентов — мобильных телефонов, информации о заказах, времени доставки и адресов. 22 марта пользователи обнаружили в сети сайт с картой с данными о пользователях, сделавших заказы на более чем 58 000 адресов. 23 марта Роскомнадзор сообщил Forbes о блокировке сайта с картой с утекшими данными пользователей.
В качестве причины утечки компания первоначально называла «недобросовестные действия одного из сотрудников». В сообщении компании отмечалось, что банковские, платежные и регистрационные данные пользователей скомпрометированы не были. Генеральный директор «Яндекс.Еды» Роман Маресов извинился перед пользователями, ставшими жертвами утечки данных, в блоге компании 24 марта. Он заверил, что компания пытается ограничить их распространение. По его словам, обнародовавшие адреса и телефоны хакеры «скомпоновали» их с данными других компаний.
Институт групповых исков был закреплен в Гражданском процессуальном кодексе лишь в 2019 году, напомнил Павел Катков, основатель юридической компании KIP Legal Tech. По словам эксперта цифровой платформы коллективных исков «Всем миром» Алены Ивановой, в России действует модель opt-in, при которой каждый потерпевший должен подтвердить свое участие в иске. «Таким образом, получить присужденную судом компенсацию смогут только лица, присоединившиеся к иску», – подытожила собеседница газеты.
Удовлетворение исковых требований в 100 000 рублей для каждого из участников иска юристы назвали «маловероятным сценарием». Руководитель проектов АБ S&K «Вертикаль» Анастасия Гурина привела в пример судебную практику по вреду здоровью пациента при проведении медицинского вмешательства — суды назначают компенсацию менее 100 000 рублей. По оценке управляющего партнера адвокатского бюро «Башилов, Носков и партнеры» Игоря Носкова, средний размер компенсации, присуждаемой судами общей юрисдикции по такой категории дел, — от 500 до 3000 рублей.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что из иска к «Яндекс.Еде» могут сделать показательный кейс, «чтобы заставить другие компании существенно больше инвестировать в защиту данных, чем они вкладывают сейчас». Партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников сказал, что «пользователями данная утечка не воспринимается как причина перестать пользоваться услугами именно «Яндекса».
Вряд ли «Яндексу» стоит бояться оттока клиентов согласился Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot. «Мы входим в эпоху безальтернативных рынков, когда пользователям наплевать на репутацию бренда, если конкурентов все равно нет», — сказал он.