Производители продуктов попросили разрешить логотипы Facebook и Instagram на упаковке
Производители продуктов питания обратились в Генпрокуратуру с просьбой подтвердить их право на использование на упаковках логотипов Facebook и Instagram после признания их головной компании экстремистской и запрещенной в России организацией. Бизнес опасается изъятий товара из обращения и необходимости замены упаковки, цена которой с начала года выросла на 65–95%
«Руспродсоюз», в который входят «Мистраль Трейдинг», «Руссоль», «Дымов», «Макфа», «Май» и другие компании, попросил Генпрокуратуру подтвердить право производителей продуктов использовать упаковку с логотипами Facebook и Instagram (признаны экстремистскими и запрещены в России). Необходимость замены упаковки после признания владельца соцсетей Meta экстремистской организацией и запрета ее деятельности в России приведет к остановке предприятий и выводу товаров из оборота, предупредили в ассоциации. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст обращения.
В «Руспродсоюз» стали поступать обращения от поставщиков и торговых сетей в связи с наличием на упаковке логотипов официальных групп в соцсетях или ссылок на эти группы, говорится в письме. В нем отмечается, что с начала года цены на упаковку из полимеров и картона выросли на 65–95%, возникли проблемы с закупкой импортной упаковки. В «Руспродсоюзе» отметили, что заклеивание логотипов на упаковке потребует трудовых и финансовых затрат и может привести к перебоям с отгрузками продукции. В нынешних условиях это «недопустимо», считают в ассоциации.
В Генпрокуратуре на вопросы газеты не ответили, в Минсельхозе и Минпромторге не стали комментировать ситуацию. Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов добавил, что в зону риска попали разные категории продуктов питания, в том числе относящиеся к социально значимым товарам первой необходимости. По его словам, обойтись без символики соцсетей в будущем поставщики смогут, но сначала нужно как минимум выработать упаковку, заказанную до решения суда.
Исполнительный директор «Русбренда» (в нее входят PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble и др.) Алексей Поповичев отметил, что у компаний нет однозначного понимания, как действовать в рамках закона, а с учетом крайне напряженной ситуации на рынке, в том числе с упаковкой, вопрос требует внимания регуляторов. Ретейлеры разделяют опасения производителей.
Торговая сеть Fix Price 21 марта направила своим поставщикам письмо с просьбой «незамедлительно» убрать с товаров символику Facebook и Instagram из-за признания Meta экстремистской организацией в России, пишет газета. В компании газете комментарий не предоставили. Источник на рынке продуктовой розницы подтвердил, что решение суда наряду с отсутствием текста самого решения создает серьезную правовую неопределенность. По его словам, если печать логотипов социальных сетей, входящих в Meta, на упаковке товара является нарушением закона, то товары следует изымать из обращения. Это, «учитывая высокий потребительский спрос, сейчас невозможно»», сказал собеседник «Коммерсанта».
Партнер ProLegals Светлана Громадская согласилась, что отсутствие доступа к тексту решения суда и официальных комментариев о распространении запрета создает серьезные сложности при решении вопроса о законности размещения изображений соцсетей на товарах. По ее словам, решение вопроса остается на усмотрение правоохранительных органов и суда.
Признать Meta экстремистской организацией Генпрокуратура потребовала в середине марта. Ведомство обвинило компанию в распространении призывов к «насильственным действиям (убийствам)» в отношении россиян, в том числе военных, и к участию в «массовых беспорядках, сопровождающихся насилием». Тверской суд Москвы решил запретить ее деятельность в России. Решение должно быть исполнено незамедлительно, на WhatsApp оно не распространяется, постановил суд.
Роскомнадзор полностью заблокировал Instagram на территории России в ночь на 14 марта. Facebook он начал блокировать в конце февраля в ответ на «дискриминацию» российских СМИ и информационных ресурсов. «Военная операция»* российской армии на территории Украины началась 24 февраля.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.