«Нашли крайних»: где туроператоры ищут самолеты для вывоза российских туристов
«Они продавали путевки вечером 5 марта, зная, что уже есть трудности с самолетами, и что с 6 марта полеты будут закрывать. Продали путевку — а там хоть трава не расти. Не хочу больше ни копейки платить туроператорам», — негодует в своем Telegram-канале туристка из Санкт-Петербурга Ольга Буракова, которая купила путевку оператора Anex Tour на период с 5 по 18 марта и застряла в Турции.
По словам девушки, в течение двух недель представитель Anex Tour пытался успокоить разъяренных туристов, которые требовали срочно вернуть их домой. «Нам постоянно говорили: «Продолжаем отдыхать, дорогие туристы», и делали вид, что все в порядке. Вместо информации предлагали экскурсии, что дико бесило!» — рассказывает Буракова.
Среди застрявших за границей оказались не только клиенты турфирм, но и самостоятельные путешественники, улетевшие рейсами «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний» — эти перевозчики отказались от международных рейсов с 8 марта, не желая подвергать свои самолеты риску ареста. Задача вернуть россиян на родину легла на плечи крупнейших туроператоров. По данным Ростуризма на 24 марта, туроператоры совместно с авиакомпаниями вернули домой около 83 000 человек — это более 90% организованных российских туристов. Остается еще 6500 человек, большая часть из них — в Египте. По данным АТОР, предоставленным Forbes, основные страны, где скопилось больше всего туристов — это Таиланд, Египет и Турция.
Недальновидная игра
«Вопрос вывоза российских туристов — сложный и больной. Решения по авиации, которые сейчас принимаются, напоминают недальновидную игру в шашки: один ход продуман, следующий — нет. На каждую новую фишку, придуманную нашими властями, налагаются все новые западные санкции, — говорит Forbes один из участников на туристическом рынке. — Теперь нашли крайних — туроператоров, которые как-то договариваются с перевозчиками и как-то вывозят людей, застрявших за границей почти на месяц».
В начале весны авиакомпании России столкнулись с угрозой ареста или задержания своих самолетов, прописанных за рубежом и принадлежащих иностранным лизингодателям. По данным Минтранса, в иностранных реестрах зарегистрировано больше 50% эксплуатируемых российскими авиакомпаниями самолетов (739 из 1367). С 6 марта Росавиация рекомендовала перевозчикам, попадающим под риски, временно прекратить полеты за рубеж, а с 8 марта — из-за рубежа.
10 марта Госкорпорация по организации воздушного движения приостановила выдачу разрешений на выполнение международных рейсов бортам с зарубежной регистрацией чартерных авиакомпаний Azur Air, NordWind, Pegas Fly и Royal Flight — партнеров крупнейших туроператоров России Anex Tour, Coral Travel, Pegas Touristik. А каждый вылет бортов этих компаний с российской регистрацией должен быть отдельно согласован с Росавиацией. Решению госкорпорации предшествовало сообщение на портале TourDom.ru о том, что чартерные авиакомпании, аффилированные с турецкими туроператорами, планируют перерегистрировать свои воздушные суда в Турции. Это понадобилось им для того, чтобы вывести самолеты, зарегистрированные в основном на Бермудских островах и в Ирландии, из-под западных санкций и продолжить полеты за рубеж, не опасаясь ареста. В Azur Air такие планы опровергали.
С 14 марта ситуацию в авиационной и туристической отрасли усугубил ввод новых правил для российских авиакомпаний по полетам международных регулярных и чартерных рейсов. Теперь перевозчики обязаны ежедневно подавать планы полетов за рубеж на следующие сутки до 21:00 по московскому времени (раньше было до 23:00), в противном случае Росавиация разрешение на вылет не дает. Росавиация также оставила за собой право отказать перевозчику в согласовании международного рейса, несмотря на ранее выданные разрешения.
В конце прошлой недели авиационные власти России учредили временный алгоритм для оперативной передачи допусков на международные рейсы от одной авиакомпании другой «в целях повышения транспортной доступности и мобильности населения РФ» и сохранения воздушных коридоров между Россией и иностранными государствами в период санкций, введенных «по политическим мотивам».
Сложные схемы
Авиасанкции и нововведения со стороны российских ведомств осложнили процесс вывоза застрявших за рубежом туристов. Последние две недели турбизнесу приходится экстренно искать альтернативные варианты возвращения клиентов в Россию, в том числе задействовать иностранных перевозчиков. «Мы хотим вывезти людей, но все постоянно меняется: сегодня авиакомпания говорит, что летит, а завтра она не летит, как было с Azur Air», — сокрушается сотрудник крупного туристического оператора.
Часто приходится прибегать к нестандартным решениям. Например, застрявших на египетском курорте Шарм-эш-Шейх клиентов туроператора Space Travel 19 марта вывезла дочерняя компания Sunday Airlines казахстанской авиакомпании SCAT. Как правило, международное сообщение осуществляется силами авиакомпаний тех стран, между которыми проходит перелет, перевозчики из третьих стран не привлекаются. По данным сервиса FlightRadar24, тот же самолет Sunday Airlines 21 марта вылетел с тайского острова Пхукет и приземлился в столице Казахстана Нур-Султане.
Генеральный директор туроператора Fun&Sun (ранее «TUI Россия») Тарас Демура рассказал Forbes, что после прекращения полетной программы за рубеж «Уральскими авиалиниями», с которыми оператор сотрудничал по Египту, компании пришлось разработать новый план вывоза туристов.
Вывоз россиян из Египта выполнялся как прямыми рейсами авиакомпаний Azur Air, Pegas Fly, Red Wings, I Fly, «Россия» и казахской авиакомпании SCAT (по специальному разрешению Росавиации), так и через Турцию (турецкой Corendon Airlines — из Египта в Турцию и российской «Ямал» — из Турции в РФ) и Казахстан (казахской Air Astana из Египта в Казахстан и российскими «Уральские Авиалинии» и Red Wings — из Казахстана в РФ.
По аналогичной схеме российские туристы возвращались и с других курортов. «Наши туристы не смогли своевременно вылететь с Мадейры, и мы возвращали их через Турцию. Так же, через Турцию, мы возвращали туристов из Болгарии», — говорит Демура. Чтобы вывезти людей из Анталии в Москву, пришлось организовать пересадку в Махачкале и Сочи. Часть маршрута из Турции до России туристов вывозили силами «Северсталь Авиа» и Red Wings, а дальше, до Москвы, — «Уральскими авиалиниями».В условиях ограниченного количества бортов с начала марта туроператор смог вывезти около 7000 туристов, из них более 6000 — из Египта. 26 марта компания завершила вывоз последних туристов из Египта.
Авиасанкции сильно повлияли на маршруты, увеличились продолжительность перелетов и срок пребывания гостей на курортах, отмечают в пресс-службе Anex Tour. Многим пассажирам отмененных регулярных рейсов предложили воспользоваться чартерными перелетами при наличии мест. «Как и все остальные участники рынка, «Интурист» также столкнулся с массовой отменой всех рейсов российских авиакомпаний за рубеж, в том числе и туристических чартеров», — подтверждает слова коллеги директор по маркетингу «Интуриста» Дарья Домостроева. У этого туроператора были большие блоки мест на рейсах S7 в Египет (Хургада и Шарм-эш-Шейх). С началом «спецоперации»* на Украине туристов в экстренном порядке пересадили на вывозные рейсы Azur Air с перелетом до Москвы и далее — либо автобусами, либо на местных рейсах до города назначения. По Карибским направлениям использовали вывозные рейсы той же авиакомпании, говорит Домостроева.
Туристам из Стамбула, прилетевшим боратами S7, «Интурист» предлагал два варианта: им покупали билеты на рейсы других авиакомпаний или предлагали улететь на вывозных рейсах из Антальи (переезд из Стамбула в Анталью осуществлялся за счет «Интуриста»). «В случае необходимости туристам продлевалось проживание за счет туроператора. По открытым на тот момент европейским направлениям туристам приобретались билеты на стыковочные рейсы — также за счет туроператора, если был приобретен пакетный тур», — уточняет Домостроева. По ее оценке, из-за скачков курса и сокращения возможностей авиаперевозки стоимость туров за рубеж в последнее время резко увеличилась — минимум на 40%.
Туроператоры понесли колоссальные убытки, подтверждают в Anex Tour. Во-первых, при переносе дат рейсов всем туристам необходимо организовать проживание в отеле, питание, страховку — все за счет компании. Во-вторых, самолеты для вывоза туристов отправляются из городов России до места назначения пустыми, без загрузки. «Это значит, что стоимость рейса, извините за каламбур, стоит как сам самолет. Это очень серьёзные затраты», — комментирует исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Ростуризм пообещал туроператорам возместить расходы за вывоз россиян из-за рубежа. По оценке Ломидзе, общий объем компенсаций может составить «несколько миллиардов рублей».
На сегодняшний день Anex Tour вывез более 90% своих туристов — это около 12 000 человек, отдыхавших в странах карибского направления. Вывоз чартерными рейсами Azur Air завершен из Доминиканы, Мексики, Вьетнама, с Кубы и Мальдив. Туристов, ожидающих вылета регулярными рейсами, осталось немного, уверяет представитель Anex Tour: «Все они также размещены до вылета в гостиницах ОАЭ, Мальдив, Турции, Сейшел и Шри-Ланки».
Сейчас осталось около 3000 россиян в Египте и Турции, которые будут вывезены силами Anex Tour и «Интуриста» на самолетах Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут». Компании обещают более 30 вывозных рейсов. В «Интуристе» говорят, что на сегодняшний день альтернативы «Азимуту» нет: у компании самолеты отечественные и зарегистрированы в российском реестре, а значит, для них нет риска быть арестованными или задержанными за рубежом.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.