Почему в России подорожали или вовсе пропали корма для животных
Владельцы домашних животных столкнулись с нехваткой и серьезным подорожанием кормов для своих питомцев. «Покупатели каждый день жалуются на скудость ассортимента, очень не хватает профилактических и лечебных кормов, а цены поднялись практически на все», — рассказал корреспонденту Forbes сотрудник небольшого зоомагазина в центре Москвы. «Ситуация сложная. Значительно сократились практически все премиум-линейки Royal Canin, Monge, Purina, Pro Plan, да вообще всего. Идут перебои с поставками, дистрибуторы то и дело пересматривают цены. Но и спрос ажиотажный», — делится сотрудник крупной сетевой розницы.
По его словам, покупатели с начала марта кинулись «сметать» дефицитные корма с полок. «Мы бегаем в панике, не знаем, что делать. Корма для животных с проблемами желудочно-кишечного тракта или аллергией не достать, а равноценных российских кормов нет». «Выискиваем, где есть хоть пакет или два, но по старым ценам, чтобы закупить хотя бы на несколько месяцев вперед», — делились с корреспондентом Forbes покупатели кормов для животных.
Рост количества покупок подтверждают данные NielsenIQ. Продажи корма для кошек и собак на неделе с 7 по 13 марта (по сравнению с аналогичной неделей годом ранее) в онлайн магазинах в денежном выражении выросли на 254%, а офлайне — на 35,3% — 45,5% (корм для кошек, корм для собак соответственно).
«За последний календарный месяц, с 21 февраля по 23 марта 2022 года, спрос на влажный корм для животных на Wildberries вырос на 21% по сравнению с «пиковым» месяцем, декабрем, 2021 года, а на сухие корма — на 41%», — сообщил представитель маркетплейса. Источник в другом маркетплейсе говорит, что рост продаж в категории кормов для животных в марте увеличился в четыре раза (год к году).
Представители Ozon и «Сбермегамаркет» на запрос Forbes не ответили.
Цены — просто катастрофа
«Сейчас [под конец месяца] покупатели успокоились, ажиотаж спал. Товар, в принципе, есть, но не весь. Цены, конечно, выросли значительно», — говорит сотрудник крупной торговой сети зоотоваров. В последнем убедились владельцы животных в редакции Forbes. Например, полуторакилограммовая упаковка профилактического рациона для кошек Monge Natural Superpremium в конце ноября стоила 1250 рублей, а в марте — 2250 рублей. Цена корма для собак, склонных к аллергии, фирмы Pro Plan в упаковке 7 кг за последний месяц выросла с 3150 рублей до почти 5000 рублей, а гипоаллергенный корм для собак Royal Canin за тот же период подорожал почти в два раза. «Корма выросли в цене уже почти в 2 раза, а у нас не осталось сухого и влажного […]. Advance (курица, рис) теперь стоит 7400 рублей за 15 кг! Такой пачки нам хватает на 3-4 дня... ЭТО ПРОСТО КАТАСТРОФА!» — сетуют владельцы приюта для кошек «Новый дом» из Санкт-Петербурга.
Официальные представители торговых сетей «Бетховен» и «Зоозавр» (принадлежит «Детскому миру») на запросы Forbes не ответили.
«Импортные корма в России за последний месяц подорожали на 50-80%, местного производства — на 10-25%, но это еще не предел», — рассказывает председатель Комиссии по зообизнесу ОПОРА России Кирилл Дмитриев. Причин тому несколько: из-за санкций нарушились цепочки поставок импортных кормов и ингредиентов для их производства в России, а перебои с оплатой и валютные скачки не дают поставщикам кормов вовремя завозить товар. Кроме того, от валюты напрямую зависят цены на упаковку (алюминиевые банки, крышки, пленки и мешки), также нужно учитывать, что и оборудование, и его комплектующие в России импортные, продолжает Дмитриев.
По словам сотрудника крупного иностранного производителя кормов, в росте цен виноваты дистрибьюторы: «Компании отгружают товар, стоков хватит на несколько месяцев вперед, но цены рознице диктуют дистрибьюторы». Однако собеседник Forbes признает проблемы в логистике: сырье для кормов, производимых в России, — местное, а вкусовые добавки — импортные. Лечебные и профилактические рационы — это все импорт. «Логистические цепочки сейчас нарушены, нужны месяцы, чтобы наладить новые», — говорит он.
Кто держит рынок
Крупнейшими поставщиками кормов на российский рынок его участники считают американскую корпорацию Mars (бренды Pedigree, Whiskas, Sheba, Kitekat, Perfect Fit, Cesar и Dreamies), швейцарскую Nestle (Gourmet, Felix, Purina One, Pro Plan и Friskies), итальянскую Monge (BWild, Pouch Grill).
Российский рынок кормов и товаров для животных очень консолидирован, отмечает представитель NielsenIQ: на офлайн-рынке топ-3 производителей (компания не уточняет имен игроков. — Forbes) занимают суммарную долю порядка 80%, в онлайне доля топ-3 игроков — порядка 60%.
Официальные представители Mars и компании «Валта Пет Продакс» (эксклюзивного дистрибьютора марки Monge в России) на момент написания статьи на запрос Forbes не ответили. Представитель Nestle от комментариев отказался.
Тем не менее ранее компании сообщали об ограничениях работы на российском рынке. Решения приняты на фоне «спецоперации»* на Украине, начатой 24 февраля.
Mars, помимо прекращения инвестиций в России, сообщил, что не будет импортировать или экспортировать свою продукцию в страну и из нее. В компании уточнили, что производство будет сокращено, но фабрики продолжат выпускать продукцию, в том числе для домашних животных. Nestle перестанет продавать в России большинство своих товаров, компания отказалась от инвестиций и рекламных кампаний в стране. Однако импорт социально значимых категорий продукции, включая детское питание, а также импорт специализированных кормов для домашних животных и ветеринарных диет (продаваемых в специализированных магазинах и ветеринарных клиниках) сохранится.
Представители Monge в своем профиле в Instagram (владелец Instagram, компания Meta, признана экстремистской и запрещена в России) уверили покупателей, что работают в обычном режиме и делают все возможное, чтобы выполнять взятые на себя обязательства по отгрузке товаров в Россию. Компания отмечает, что столкнулась «с проблемой нехватки свободных транспортных средств у компаний-перевозчиков».
Запреты Россельхознадзора
Ограничения на импорт крупнейших игроков, связанные с изменением геополитической ситуации, не единственная причина дефицита и подорожания кормов. «Рынок зоотоваров переживает сложные времена. Последние два года поставки импортных кормов значительно ограничивает Россельхознадзор», — отмечает Кирилл Дмитриев.
Впервые служба приостановила сертификацию кормов и кормовых добавок из Нидерландов в июле 2020 года. Под запрет попали производитель экструдированных и прессованных кормов для кошек и собак Vobra Special Petfoods B.V. (бренды CaroCroc, Casa-Fera, Impress Your Dog, Sanimed) и производитель соевой муки для изготовления кормов для поросят и телят, а также молочной продукции для молодняка продуктивных животных завод P.C. van Tuijl Kesteren b.v.
Позже ограничения вводились для продукции различных предприятий США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Германии, Испании, Дании и других стран Европы. Под временный запрет попадали корма с высоким содержанием мяса и рыбы, а также лечебные и диетические корма — 1st Choice, NOW, Hill's, Grandorf, One&Only и многие другие. «Ассортимент специализированных зоомагазинов с того времени сократился на 20-40%», — говорит Кирилл Дмитриев.
В Россельхознадзоре Forbes пояснили, что ограничения на ввоз были неслучайны: в продукции компаний — кормах и кормовых добавках — неоднократно обнаруживали незаявленные и незарегистрированные ГМО-компоненты. «Иногда нарушения были возмутительны. В кормах известных европейских брендов мы вместо заявленного мяса птицы обнаруживали муку из перьев птицы. В кормах, где обозначалось наличие кролика, животноводческой продукции не было вовсе. Белок животный заменяли на растительный (сою)», — поясняет представитель службы.
Он отметил, что масштабная работа по наведению порядка на рынке кормовой продукции в России идет постепенно, те компании, которые предоставили Россельхознадзору гарантии соответствия требованиям РФ, к импорту допущены. На сегодняшний день в список входят 114 производителей, которые до 31 декабря 2022 года могут поставлять в Россию 493 вида кормовой продукции.
Как жить дальше
Объем российского рынка кормов для домашних животных оценивается примерно в 300 млрд рублей, говорит Кирилл Дмитриев. Причем в последние годы на фоне роста количества домашних животных, а также увеличения распространения готовых кормов отрасль показывала рост в 10% ежегодно. За последние три года количество домашних животных увеличилось на 25%, и сейчас в России около 40 млн кошек и 23 млн собак, причем примерно 20% из них жизненно необходимо лечебное питание, говорит Дмитриев.
Наиболее негативное влияние дефицит кормов, по его мнению, оказывает на предприятия малого и среднего бизнеса, импортирующие и реализующие профессиональные, диетические, специализированные и функциональные корма, а также на ветеринарные клиники. «Реализация таких кормов составляет основу их дохода (это львиная доля ассортимента). В отрасли работает около 12 000 зоомагазинов, 3000 ветеринарных клиник, 130 компаний-импортеров. Всего около 4000 компаний и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих около 100 000 рабочих мест», — перечисляет он.
Отсутствие импорта кормов, добавляет он, приведет к массовому банкротству предприятий отрасли и монополизации рынка зоотоваров крупнейшими игроками.
«Мы просим правительство и санитарные службы снять все ограничения на поставку кормов, кормовых добавок и сырья, введенные в период 2019–2021 годов. Важно открыть возможность поставок со всех предприятий Китая, Индии, Сербии и ряда других дружественных стран. Содействовать в поиске новых поставщиков кормов из этих стран через ТПП РФ и торговые представительства этих государств», — говорит Кирилл Дмитриев. По его мнению, нужно включить в программы поддержки развития промышленности строительство заводов по производству кормов для непродуктивных животных, обеспечить меры поддержки и финансирования этих социально значимых проектов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.