«Коммерсантъ» узнал об опасениях авиакомпаний по поводу ареста самолетов за рубежом
Российские авиакомпании готовятся к рискам изъятия самолетов за рубежом — их могут арестовать у тех компаний, которые не станут возвращать воздушные суда в лизинге после 28 марта, установленного санкциями срока. Авиакомпании опасаются, что вслед за США, запретившими обслуживание Boeing из России, такие же ограничения для Airbus наложит ЕС, пишет «Коммерсантъ»
Российские авиакомпании готовятся к рискам изъятия самолетов за рубежом — их могут арестовать у тех компаний, которые решатся не возвращать суда после 28 марта, установленного санкциями срока. Авиакомпании опасаются, что вслед за США, запретившими обслуживание Boeing из России, такие же ограничения для Airbus наложит ЕС. Red Wings (входит в «Ростех») планирует вернуть свои Airbus, чтобы защитить от рисков ареста свои SSJ, выяснил «Коммерсантъ».
Продолжать полеты за рубеж без угрозы ареста воздушного судна после 28 марта возможно только на SSJ 100 («Сухой Суперджет»). По данным Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в коммерческих авиакомпаниях более 160 «Суперджетов», еще 11 — в бизнес-авиации и ведомственной. Юристы в авиаотрасли допустили, что отечественные лайнеры могут быть арестованы, если их эксплуатанты не вернут свои Boeing и Airbus иностранным собственникам.
Как рассказали газете собеседники в авиаотрасли и «Ростехе», авиакомпания Red Wings собирается вернуть иностранным собственникам восемь остававшихся у нее Airbus. «Совет директоров принял такое решение, осталось получить разрешение правкомиссии на вывоз», — отметил один из собеседников. По его мнению, такой шаг позволит перевозчику «исключить риски» арестов SSJ 100 за рубежом. Представитель Red Wings отказался от комментариев.
Авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), крупнейший эксплуатант SSJ (68 машин), по данным газеты, не последует примеру Red Wings, поскольку тогда всей группе «Аэрофлот» пришлось бы вернуть иностранные самолеты. Еще одна компания со значимым монофлотом из SSJ — «Азимут» (15 штук).
Собеседники газеты в отечественных авиакомпаниях опасаются, что Евросоюз последует примеру США и запретит любые формы обслуживания самолетов Airbus, в том числе предполетный осмотр. Минторг США 18 марта запретил заправку, предоставление запчастей и услуг (только по спецразрешениям) 99 самолетам Boeing, эксплуатируемым в России. В список попали 33 самолета «Аэрофлота», 23 — Azur Air, 14 — Nordwind, 12 — входящего в «Волгу-Днепр» AirBridgeCargo, 12 — Utair и 5 — «Авиастар-ТУ».
Источники газеты прогнозируют, что запрет в дальнейшем распространится на весь парк Boeing в России (около 300 самолетов, по данным Flightradar24). По данным Росавиации, на топ-5 российских авиакомпаний до 24 февраля приходилось более 490 самолетов Airbus, Boeing и Embraer, из них большая часть (около 320) приходилась на Airbus. По данным собеседников в отрасли, Росавиация выдает разрешения на вылет только в те страны, в которых достигнуты «хотя бы минимальные гарантии сохранности судна».
Три юриста из авиаотрасли считают, что среди иностранных заправщиков, хендлингов и аэропортовых служб вряд ли найдутся желающие нарушить американский запрет. «Если перевозчики не добьются ускоренной выдачи особых разрешений, ни один контрагент в мире, ведущий расчеты в долларах, не пойдет на такие риски»,— сказал один из них. Эксперты подтвердили опасения перевозчиков относительно перспектив Airbus: «На сегодня жесткость позиций обеих юрисдикций зеркальна и солидарна».
Пять собеседников в авиаотрасли отметили, что с двумя лизингодателями — DAE Capital (ОАЭ) и BOC Aviation (Сингапур) — достигнуты «предварительные договоренности» об открытии рублевых спецсчетов. DAE предоставлял в лизинг 22 самолета для «Аэрофлота», «Победы», Nordwind, Red Wings, S7, Smartavia и Utair, а BOC — 16 самолетов, в том числе для «Победы», S7 и «Уральских авиалиний». Однако договоренность с лизингодателем не решит проблем с техническим обслуживанием и страхованием рейсов.