Энергетики насчитали 20 угроз от санкций для работы теплоэлектростанций в России
Совет производителей энергии, который объединяет российские генерирующие компании, подготовил свод возможных рисков для энергетики из-за санкций против России. В списке 20 угроз, среди них проблемы с закупкой оборудования, модернизацией старых теплоэлектростанций и поставками топлива, но основная — в эксплуатации турбин иностранного производства
Генерирующие компании России в лице Совета производителей энергии (СПЭ) составили список возможных рисков для энергетики из-за санкций. Всего их в списке 20, основные — в проблемах эксплуатации энергоблоков с иностранными турбинами, они стоят на теплоэлектростанциях (ТЭС) общей мощностью 35 ГВт. Аналитики допускают переориентацию генераторов на оборудование из Китая, Индии и Ирана, пишет «Коммерсантъ».
Газета ознакомилась со сводом возможных рисков для энергетики из-за санкций, который подготовил СПЭ. В нем указано 20 таких рисков, они классифицированы в восемь тематических блоков. Одно из основных опасений — проблемы с работой энергоблоков на иностранных парогазовых установках (ПГУ) в случае дефицита импортных запасных частей и отсутствия сервиса для них. Совет допускает, что часть ТЭС могут вынужденно и досрочно закрыть или заморозить в этих условиях.
Энергетики предложили:
- составить график вывода и консервации энергоблоков с ПГУ и определить, как станции с иностранными газотурбинными установками (ГТУ) влияют на надежность энергорайонов и энергосистем регионов.
- отменить штрафы за ускоренный вывод неэффективных объектов, включая и новые станции, построенные во времена реформы РАО «ЕЭС России» по договорам поставки мощности (ДПМ).
- провести ускоренную сертификацию неоригинального оборудования и создать общий виртуальный обменный склад запчастей.
- для решения проблемы с обслуживанием автоматических систем управления технологическим процессом для ТЭС требуется ускорить импортозамещение в IT и поддержать стартапы, найти альтернативных поставщиков и провести тренировки по управлению станциями в ручном режиме.
- приравнять страны, которые не поддержали санкции Запада и могут заменить европейских поставщиков к членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «в части происхождения оборудования», внеся поправки в постановление №719.
- увеличить CAPEX (capital expenditure — капитальные расходы, затраты предприятия на приобретение внеоборотных активов и на их модернизацию) для отобранных и будущих проектов, «включая индексацию величины предельных максимальных капитальных затрат с учетом фактического удорожания стоимости объектов модернизации».
- предоставить средства ФНБ или дать доступ к финансам ВЭБ.РФ проектам попавшего под санкции «Русгидро» в Дальневосточном федеральном округе. Стоимость проектов в 2023–2024 годах, по оценке СПЭ, может вырасти на 350 млрд рублей.
- перенести начало работ по модернизации и освободить инвесторов от штрафов за задержку запуска объектов на 18–36 месяцев без сокращения срока договора поставки мощности с индексацией CAPEX и OPEX (операционные затраты) на соответствующее продление. Стоимость меры оценивается в 1 млрд рублей в год.
- зафиксировать или сдержать стоимость угля, ограничить или заморозить тарифы на железнодорожную перевозку угля для нужд энергетиков, а вагоны использовать в первую очередь внутри России. Снизить внутренние тарифы можно за счет увеличения цен на перевозку угля за рубеж, считает совет.
По ДПМ в Россию поставили около 100 мощных газовых турбин, в основном Siemens, General Electric, Ansaldo, Alstom, Mitsubishi, рассказал руководитель направления Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. По его оценке, совокупная мощность энергоблоков ГТУ и ПГУ составляет 20% от мощности всех ТЭС, или около 35 ГВт. Так, в Кузбассе ГТУ используются в качестве пикового источника энергии. В компании «Мосэнерго» в 2020 году ПГУ выработали 29,9% электроэнергии и около 10% тепловой энергии, добавил Мельников.
Николай Посыпанко из Vygon Consulting пояснил, что сложное энергооборудование может считаться произведенным в России, если правами на конструкторскую документацию владеет резидент ЕАЭС. Это касается паровых и гидротурбин, газовых турбин до 35 МВт, электрогенераторов, уточнил эксперт. Источник газеты в отрасли отметил, что генерирующие компании для снижения стоимости текущих проектов могут переориентироваться на оборудование и запасные части из Китая, Индии и Ирана.
СПЭ отметил, что, несмотря на рост цен на топливо, в случае обрушения энергопотребления на рынке на сутки вперед (РСВ) могут возникнуть нулевые цены на электроэнергию. Генерирующие компании оценили свои потери при таком сценарии в 125 млрд рублей при снижении необходимой валовой выручки на 15%. Компании предложили ввести минимальную границу цен на РСВ не ниже топливной составляющей. «Предложение предотвратит нулевые цены, но потребует ревизии рыночных сигналов в других секторах рынка — выборе состава включенного оборудования и формировании оперативных резервов», — прокомментировал Николай Посыпанко.
В Минэнерго заявили, что смогут детально комментировать меры только после их рассмотрения в правительстве. Все поступившие предложения оцениваются на необходимость и своевременность, отметили там. В середине марта Минэнерго уже предложило правительству ввести особый режим начисления штрафов за срыв срока запуска объектов.