Крупнейший грузовой авиаперевозчик России приостановил полеты
Самолеты крупнейшего в России грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр» полностью остановили полеты. Европейские регуляторы запретили рейсы британской и немецкой авиакомпаний, принадлежащих основателю группы Алексею Исайкину. В группе не знают, возможно ли возобновление деятельности
Крупнейший в России грузовой авиаперевозчик «Волга-Днепр» может прекратить работу — его самолеты полностью остановили полеты. Сначала это пришлось сделать в России, позже регуляторы Великобритании и Германии запретили рейсы авиакомпаний, учрежденных основателем группы Алексеем Исайкиным. Эксперты считают, что российские грузовые авиакомпании не смогут пережить вынужденную паузу в перевозках, пишет «Коммерсантъ».
Два самолета Boeing 747 британской CargoLogicAir прекратили полеты с 10 марта, с 11 марта встали четыре Boeing 737 немецкой CargoLogic Germany. Как рассказал газете собеседник, близкий к группе, обе компании Исайкин регистрировал как гражданин Кипра. Основанием для запрета стало обнаруженное у него первое российское гражданство, уточнил он.
Из-за проблем с перестрахованием ранее прекратили полеты самолеты российских компаний группы. Решение о том, будет ли группа переводить иностранные воздушные суда в российский реестр, пока не принято, сказал источник газеты. Нет и понимания, в каком виде она может продолжить работу и сохранить штат, добавил он. От комментариев в группе отказались.
Все 17 самолетов авиакомпании «Волга-Днепр» зарегистрированы в российском авиареестре и находятся в собственности группы. У компании пять Ил-76 (один с 24 февраля находится в Кейптауне), 12 летающих Ан-124 (по одному — в Торонто и Дубае, два — в Лейпциге). Во входящей в группу AirBridgeCargo — 17 Boeing 747 и один Boeing 777-F (два самолета в Шардже и Гонконге). Третья компания группы «Атран» ( девять Boeing 737) 10 марта уведомила персонал о приостановке полетов и сокращениях.
Несколько Boeing 747 принадлежат «СберЛизингу», но большая часть флота — в иностранном лизинге у Dubai Aerospace Enterprise (DAE, ОАЭ), BOC Aviation (структура Bank of China), BCC (лизинговая компания Boeing), Aircastle и Aviation Capital. Собеседник газеты уточнил, что в компании пока не обсуждают сокращение флота или его оставление в России без договоренности с лизингодателями, но ведут с ними диалог. По итогам 2021 года российские авиакомпании увеличили объем перевезенных грузов и почты более чем на четверть, до почти 1,5 млн тонн, по данным Росавиации. Более трети перевезла AirBridgeCargo.
Для «Волга-Днепра» перенаправление потоков станет критически сложной задачей, отметил Федор Борисов из НИУ ВШЭ. По его словам, очевидно, что бизнес, который строился на транзите грузов из Европы в Азию, «рухнул, и эта модель ничем в обозримой перспективе быстро не замещается». Единственная альтернатива, по его словам, «это государственные заказы» внутри России. Но такие перевозки потребуют решения проблемы с сертификацией аэродромов для посадки грузовых бортов.
После начала «военной операции»* России на территории Украины США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели санкции против российской авиаотрасли, в частности, запретили обслуживание самолетов и ввоз в страну запчастей, а также запретили российским авиаперевозчикам пользоваться своим воздушным пространством. Кроме того, до 28 марта лизингодатели должны расторгнуть контракты с российскими авиакомпаниями, которые должны вернуть лизингодателям лайнеры.
В понедельник, 14 марта, президент Владимир Путин подписал закон, который разрешает регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний. Это поможет российским перевозчикам сохранить парк воздушных судов и поддержать отрасль в условиях «внешнего санкционного давления», пояснил Кремль.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.