Из столичных магазинов пропали женские гигиенические прокладки. Пустые
полки, предназначенные для средств женской гигиены, обнаружили вчера корреспонденты Forbes практически во всех столичных торговых сетях. Сотрудники магазинов «Дикси» в беседе с корреспондентом Forbes сообщили, что из всего ассортимента в наличии есть лишь урологические прокладки Seni и Teva и один вид ежедневных Discreet, а остальное раскуплено.
«Еще утром была полная выкладка, но потом сразу все скупили. Женщины берут по 20, по 30 пачек сразу», — вторят сотрудники магазинов «Улыбка радуги». Сразу в нескольких гипермаркетах «Ашан» полки с прокладками абсолютно пустые. «Товар закончился, и пока не известно, когда будет. Скупили все», — делятся сотрудники гипермаркета. Аналогичную картину можно наблюдать в магазинах «Пятерочка» и «Магнит Косметик».
На маркетплейсах вроде Ozon обычные прокладки продавались по цене почти 1000 рублей, а иногда и 3000 рублей за пачку. Представители Ozon, Wildberries, «СберМегаМаркета», «Яндекс.Маркета» на запросы Forbes не ответили.
Почему проблемы возникли именно с прокладками
«Скорее всего, речь идет о совокупности факторов: ажиотажном покупательском спросе на фоне девальвации рубля, проблемах с логистикой, пересмотре цен ретейлерами и поставщиками», — считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитика». По его мнению, у женщин просто нет выбора, они вынуждены закупаться впрок, не хотят переплачивать и испытывать дискомфорт от дефицита, тем более что гигиенические средства можно купить про запас, у них нет срока годности.
По словам сотрудника крупного иностранного производителя бытовой химии, основные проблемы у иностранных компаний сейчас с логистикой. «Из-за политической составляющей импортные товары заблокированы на границе. Тонны товара простаивают, а транспортные компании отказываются работать даже с представительствами международных корпораций в России. Нужно время, чтобы найти новые пути», — рассказывает он.
Растут и цены. Глобальные компании-производители уже уведомили поставщиков о повышении цен. На днях стало известно, что один из крупнейших производителей бытовой химии и товаров для гигиены Procter & Gamble (бренды Always, Pampers, Gillette) повышает отпускные цены в среднем на 43%. В письме, адресованном дистрибьюторам (копия письма есть в распоряжении Forbes), Procter & Gamble предупреждает, что средства женской гигиены подорожают до 33%, детской — до 47%, средства для бритья — до 65%, средства по уходу за полостью рта — до 58%, профессиональные средства для уборки и стирки — до 74%. Новые закупочные цены должны быть установлены 15 марта.
«В связи с нестабильной ситуацией на российском рынке, беспрецедентными трудностями в цепочке поставок, значительным удорожанием транспортных услуг, сырья и материалов для производства и влиянием курсов иностранных валют P&G корректирует отпускные цены для ретейлеров и дистрибьюторов на ряд категорий. При этом установление цен в магазине всегда остается на усмотрение продавца», — сообщили Forbes в пресс-службе P&G.
«Иностранные поставщики уже подняли цены на свою продукцию, в среднем на 30-60%. А многие из них еще и отказались проводить в России маркетинговые активности, которые ранее периодически позволяли нам и нашим покупателям дополнительно выгадать до 40-60% от регулярных цен на товары для гигиены и около 30-60% — от цен на бытовую химию», —говорит генеральный директор федеральной сети «Улыбка радуги» Алексей Баулин. В некоторых магазинах сети покупатели столкнулись с пустыми полками и отсутствием товаров женской гигиены. «Это следствие сильно возросшего спроса, а не дефицита, — отмечает Баулин. — У нашей сети достаточно товарных запасов, и мы уже перестраиваем внутреннюю логистику, чтобы успевать пополнять ассортимент магазинов. В ближайшие месяцы будем обеспечивать наших покупателей привычным им ассортиментом».
Официальные представители X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Магнит», «Лента» и «Ашан» на запросы Forbes не ответили.
Розничные компании не успевают менять ценники, заметил Forbes. Уточнять цены у сотрудников в связи с переоценкой, например, призывают в «Улыбке радуги». Неактуальными назвали цены сотрудники «Ашана»: пачка прокладок Libresse по пути от полки до кассы выросла в цене почти в два раза — с 140 рублей до 260 рублей. «Цены меняются почти ежедневно, просто не успеваем их менять», — оправдываются сотрудники гипермаркета.
При этом товарные запасы у ретейлеров есть, а поставки идут. Это на условиях анонимности подтвердили Forbes источники в двух крупных торговых сетях. «Товар на складе есть, запас чуть ли не на 60 суток вперед. Это как с гречкой и сахаром, люди выметают полки», — говорит один из собеседников Forbes. «Запасов почти на месяц. Видимо, мы просто были не готовы к такому ажиотажному спросу», — говорит другой.