К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вызовут ли санкции и уход западных компаний безработицу в России

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Наложенные на Россию экономические санкции вынуждают западные компании одну за другой уходить с российского рынка или объявлять о приостановке работы. Многие все же берут тайм-аут, не увольняя работников. Российские же компании уже начинают сокращать персонал. Если ситуация не изменится, нас ждет обвал зарплат и резкие скачки безработицы, предупреждают эксперты

В последние недели после начала «спецоперации»* на Украине не проходит и дня, чтобы западные компании не объявили бы об уходе с российского рынка, приостановке работы или прекращении поставок товаров и комплектующих. Министерство труда и соцзащиты не ответило на запрос Forbes о прогнозах по рынку труда, однако опрошенные нами экономисты предсказывают неизбежное падение доходов и резкий рост безработицы.

Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин предположил, что первый скачок безработицы — с 4,4% до 5,1% — будет в апреле, и до конца года безработица может сохраняться на уровне 5,2%. Безработица в 4,4% — это 3,29 млн человек, 5,2% —3,9 млн, то есть лишиться работы к концу года могут больше 600 000 человек, посчитал Forbes. Экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец ожидает более резкого взлета — 5,5-6,5% уже в марте. А если не последует эффективных правительственных мер поддержки, безработица может достичь к декабрю 10%, считает эксперт. 

По словам экономистов, под угрозой сфера услуг, торговля и промышленность, где импортные составляющие играли ключевую роль (производство техники и авто, авиапром). 

 

Точка невозврата

Большие риски высвобождения работников Надоршин из «Капитала» видит «в торговле оптовой и розничной — не только из-за ухода иностранцев, но и из-за проблем в логистике и перевозках, нарушении цепочек поставок». Донец из «Ренессанс Капитала» уверена, что сохранить [бывший] бизнес иностранных компаний в торговле не получится: без импорта можно ненадолго продлить аренду офисов и помещений, распродать сток, а дальше сохранять рабочие места невозможно.

Торговые компании стали одними из первых объявлять о перерыве в своей деятельности. 2 марта о приостановке продаж в России в связи с «трагическим развитием событий на Украине» сообщил шведский ретейлер H&M Group (больше 150 магазинов в России, 3500 сотрудников). Компания не уточнила, до какого времени будет действовать это решение. Представители компании объяснили, что топ- менеджмент следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с акционерами. В ответе на запрос Forbes пресс-служба H&M подчеркнула, что «главный приоритет — поддерживать коллег и вести тесный диалог с российской командой». «Пока не принято другое решение, мы платим нашим российским коллегам полную зарплату в соответствии с контрактом», — заверила пресс-служба.

 

3 марта шведский мебельный концерн IKEA также заявил, что приостанавливает работу в России, закрывает магазины, но 14 торговых центров Mega оставляет открытыми. Концерн Inter IKEA объяснил, что ситуация повлияла на цепочку поставок и операции в регионе, и он «приостанавливает весь экспорт и импорт в Россию и Белоруссию и из них, все производство, которое IKEA Industry ведет в России». Пресс-секретарь «IKEA Россия» Константин Тютрин объяснил Forbes, что «все 15 000 сотрудников будут получать полную зарплату и пользоваться всеми льготами на протяжении трех месяцев». «Это не [выходное] пособие, — сказал он. — Сотрудники работают в обычном режиме, числятся в штате компании и получают зарплату».

В McDonald’s Forbes сообщили, что приостанавливают обслуживание гостей в предприятиях сети, офис компании продолжит работать в прежнем режиме, компания планирует поддерживать сотрудников и продолжит выплачивать заработную плату, а также обязуется выполнять взятые на себя обязательства перед поставщиками и партнерами. У McDonald’s в России 847 ресторанов, общее количество сотрудников составляет  62 000. Компания сообщила, что временное закрытие [российского бизнеса] будет стоить сети фастфудов около $50 млн в месяц. Кроме собственных работников, у сети имеется более 160 поставщиков, которые создали свыше 100 000 рабочих мест.

Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что поскольку международные фирмы — это адекватные работодатели, то до конца марта у большинства компаний, объявивших о приостановке работы в России, выплаты персоналу «будут максимально близки к 100%». Однако уже с апреля работодатели могут начать применять форматы, связанные с частичной выплатой, например, отпуск с частичным сохранением заработной платы, с выводом сотрудников в простой и так далее, считает эксперт. 

 

«Если активная фаза «спецоперации» будет продолжаться до мая, компании неизбежно начнут оптимизировать [сокращать] персонал, — предполагает Бурмитстров. — На прекращение работы международной компании в России нужно как минимум два-три месяца, поэтому критически важно, чтобы как можно быстрее наступил мир, и тогда есть шансы, что рабочие места будут сохранены». Бурмистров объясняет, что международные компании не хотят уходить из России, но они находятся под беспрецедентным давлением национальных правительств и общественного мнения и по-другому сейчас поступить не могут. В апреле-мае процессы ухода из страны еще можно повернуть вспять, а летом начнет расти безработица, полагает он.

Нажали на тормоз

О большой угрозе «производству, где импортные составляющие играли ключевую роль, например, в производстве техники и автомобилей» напомнил Forbes ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. «Это связано с санкциями и приостановкой поставок запчастей, деталей», — сказал он.

Западные автомобильные бренды тоже один за другим объявляют о приостановке сотрудничества с Россией. 28 февраля шведская Volvo приостановила производство и продажи автомобилей в России. Шведы выпускают грузовики на калужском заводе Volvo Trucks (персонал — 700 человек). Через два дня компания объявила, что отправляет значительную часть работников в простой на неопределенный срок с сохранением зарплаты.

3 марта Volkswagen (более 4000 работников в России) официально заявил, что приостанавливает производство автомобилей в Калуге на заводе «Фольксваген Груп Рус» и контрактную сборку в Нижнем Новгороде, где производит машины Skoda. «Все пострадавшие сотрудники в России получат [от Volkswagen] краткосрочные рабочие пособия», — сообщила компания.

Эти производители, полностью принадлежащие западным фирмам, быстро определились с приостановкой работы. А вот французская Renault, которой принадлежит 66,7% АвтоВАЗа (32,3% — у «Ростеха»), оказалась в сложной ситуации. До 11 марта компания не сделала никаких радикальных заявлений. «Наша долгосрочная стратегия выходит далеко за нынешнюю ситуацию в России», — объявил президент Renault Жан-Доминик Сенар.

 

Тем не менее обе производственные площадки компании в Тольятти и Ижевске находятся в простое с 5 марта из-за проблем с поставками электронных компонентов. 10 марта компания сообщила, что через неделю возобновит производство моделей Lada Granta и Lada Niva Legend на заводе в Тольятти. Линии по сборке Lada Largus и Xray, а также Renault Logan и Sandero останутся на следующей неделе в режиме простоя c выплатой сотрудникам 2/3 среднего заработка (всего в компании работает более 34 000 человек).

Лидер независимого профсоюза «Единство» Леонид Емшанов рассказал Forbes, что на АвтоВАЗе «работает только металлургия, потому что там непрерывное производство». Емшанов говорит, что проводил опрос в профсоюзной интернет-группе о том, кто из работников имеет на случай безработицы дополнительный заработок: из примерно 250 человек, заполнивших анкету, 16% сообщили, что подрабатывают на стороне. «Я рассчитывал, что процент будет побольше, — признается лидер профсоюза, — ведь большинство людей в кредитах, ипотеках». Емшанов не спрашивал, чем люди подрабатывают, но «по опыту... большинство, конечно, таксисты». Кто-то, по его словам, «двигатели перебирает в гаражах, покраской занимается, то есть то, что делал на заводе, делает еще и в частном порядке». Женщины торгуют Oriflame, кто-то маникюр делает на дому — «в общем, мелочевка всякая». Сам лидер профсоюза работает еще и в охранной структуре. «Могу в ночь выйти или в выходные — вот так и чередую», — говорит он.

Поможет ли государство? 

«Абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан», — признал 4 марта риски от ухода западных компаний из страны первый вице-премьер Андрей Белоусов. Чиновник предложил уходящим компаниям три варианта: остаться в России, временно передать свою долю местным партнерам или обанкротить компанию по ускоренной процедуре. К третьему варианту, объяснил Белоусов, «мы относимся как фактически к умышленному банкротству [и] будем вмешиваться». Как в любом из вариантов будет сохраняться занятость, первый вице-премьер не объяснил.

Что же российскую экономику ждет в создавшихся условиях? По мнению доцента кафедры Торгово-промышленной палаты России «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Плеханова Фариды Мирзабалаевой, «будет увеличиваться скрытая безработица, и государство будет активно применять амортизаторы для ее сдерживания». На системообразующих предприятиях перейдут на так называемую субсидированную занятость. Другими словами, государство будет доплачивать работникам таких предприятий заработную плату, их будут сокращать в самую последнюю очередь. Некоторые предприятия переведут персонал на сокращенный рабочий день и отправят работников в отпуска либо по инициативе работодателя, либо самого работника.

 

 «Безработица, конечно, будет расти, — уверена Мирзабалаева. — Но первый шок уже прошел, и в ближайшие два-три месяца найдутся механизмы ее минимизации». Например, будут применяться механизмы, опробованные во время пандемии: облегченный вход в безработицу, когда пособие назначается сразу после регистрации, доплата к пособию за счет субъектов Федерации и др. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+