Авиаторы раскритиковали план Минтранса обслуживать иностранные самолеты своими силами
Участники рынка раскритиковали планы Минтранса по техобслуживанию западных самолетов российскими сертифицированными предприятиями и ИП. По их мнению, многие элементы техобслуживания невозможно перехватить в одностороннем порядке, например обновление ПО автопилотов
Участники рынка раскритиковали планы Минтранса по «обеспечению непрерывного выполнения полетов гражданских воздушных судов» в условиях санкций, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Подготовленный Минтрансом проект постановления правительства предлагает продлить до 1 сентября сертификаты летной годности иностранных самолетов и разрешить их техобслуживание сертифицированными предприятиями и ИП по схемам, «выходящим за рамки эксплуатационно-технической документации». Даже в самом Минтрансе сомневаются в адекватности предлагаемого механизма, рассказал источник издания. Многие элементы техобслуживания невозможно перехватить в одностороннем порядке, например обновление ПО автопилотов.
Источники издания в руководстве авиаперевозчиков рассчитывают, что цель опубликованного 5 марта проекта состоит в том, чтобы «набрать критическую массу замечаний и отказаться от идеи». Но пока открыто высказалась только Ассоциация малых авиационных предприятий. Ее руководство напомнило, что Воздушный кодекс допускает самостоятельную разработку схем ремонта и обслуживания на сертифицированных в России предприятиях только для «единичных экземпляров воздушного судна», но не в коммерческих перевозках.
Один из собеседников газеты отметил, что в России не проработана или отсутствует нормативная база как для сертификации воздушных судов, так и для поддержания их летной годности. Топ-менеджер крупной авиакомпании подтвердил, что ускоренный перевод самолетов в госреестр не решит эту проблему, так как нет регламентов техобслуживания воздушных судов. «Если в международных регламентах, условно, техпроцедура занимает 500 страниц описания, у нас ее или нет, или это брошюра на 10 страниц, часто без конкретики», — объяснил еще один источник издания.
По данным собеседников «Коммерсанта», в России эксплуатируется около 980 самолетов, почти 750 из них — иностранные. Но проблемы с техобслуживанием могут возникнуть и у российских самолетов: к примеру, на SSJ 100 установлены двигатели Sam146, самую сложную, «горячую часть» которых разрабатывали французы.
«Мы находимся в ситуации, когда хороших решений нет. Либо вообще не летать, либо принимать риски», — отметил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
Евросоюз c 26 февраля запретил новые поставки, техобслуживание и страхование самолетов, а также предписал вернуть лессорам (лизингодателям) уже сданные в лизинг самолеты. 28 февраля российским авиаперевозчикам было закрыто небо над всей территорией ЕС. Эти санкции поддержали Великобритания, Канада и США.