Игрушки и товары для творчества могут подорожать в полтора раза из-за маркировки
Товары для творчества и различные игрушки могут подорожать на 10-50% из-за обязательной маркировки их «Честным знаком». Ее предлагает запустить Минпромторг. Ретейлеры и производители игрушек и игр заявляют о рисках значительного подорожания самых дешевых из товаров и потери мелкооптовых покупателей, которые не используют электронный документооборот
Минпромторг предложил ввести обязательную маркировку для игрушек и товаров для творчества. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на обращение министерства в Ассоциацию предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) с таким предложением. Эксперимент по маркировке может начаться уже с 1 июня 2022 года, уточнили газете два участника рынка. На рынке заявляют о возможном росте цен до 1,5 раза из-за маркировки и потере дистрибьюторов, не работающих с электронной системой документооборота.
Как следует из письма Минпромторга в АИДТ, обязательную маркировку предлагается ввести на некоторые виды игрушек и товаров для творчества. В частности, на краски, пластилин, смеси для лепки, куклы и фигурки людей и животных, конструкторы, модели для сборки, головоломки и другие настольные игры, самокаты, игрушечные гоночные автомобили и оружие, электронные игры с экранами. В АИДТ подтвердили получение письма, а в Минпромторге — обсуждение вопроса о введении маркировки.
По словам представителя Минпромторга, сейчас перечень конкретных позиций детских товаров прорабатывается с государственными органами и бизнесом. После этого министерство подготовит проект постановления правительства о проведении эксперимента на добровольной основе. По словам двух собеседников на рынке, эксперимент обычно проводится перед обязательным внедрением системы. Маркировка «Честный знак» внедряется в России уже несколько лет для борьбы с нелегальным оборотом товаров.
Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, владельцы — USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Оборот российского рынка игрушек в 2020 году, по данным Росстата, составил 179 млрд рублей, по оценке компании BrandMonitor, около 30 млрд рублей пришлось на контрафакт. Из данных Федеральной таможенной службы следует, что импорт в Россию игрушек составил $1,3 млрд в 2020 году и $1,5 млрд в 2021 году.
Необходимость маркировки представитель Минпромторга объяснил тем, что, по данным АИДТ, объем контрафакта в сегменте лицензионных детских игрушек, в частности с использованием анимационных образов, в 2021 году превысил 43%. Представитель АИДТ уточнил, что доля поддельных товаров действительно высока, но лишь в 4–5 из 215 категорий детской продукции. В основном это куклы, настольные игры, конструкторы и машинки, добавил он.
Введение маркировки для проблемных категорий, по словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, поможет обелению рынка, но в распространении ее на все категории нет нужды. Президент Inventive Retail Group (дистрибутор брендов Mattel, Lego, Hasbro, Chicco, Spin Master) Тихон Смыков добавил, что проблемы контрафакта у цивилизованных продавцов нет, хотя у небольших несетевых магазинов или рынков, а также у онлайн-ретейлеров она может стоять остро. На рынке товаров для творчества почти нет контрабанды и контрафакта, отметил директор по развитию сети магазинов «Леонардо» Борис Кац. Генеральный директор старейшего в России производства игр «Звезда» Евгений Панов отметил, что в России не подделывают ни настольные игры, ни модели для сборки. По словам директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, любой производитель может купить коды для товара, который нарушает права на чей-то товарный знак, и продавать маркированный контрафакт.
Введение маркировки не приведет к существенному росту цен на игрушки и детские товары, заверил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов. По его словам, «наклеивание еще одной марки стоимостью 50 копеек (без НДС) на упаковку даст минимальную нагрузку на предприятия». Участники рынка сказали, что покупкой кода их затраты на маркировку не ограничатся. Кац из «Леонардо» напомнил, что на каждом этапе движения товара требуется сканировать код, а это каждый раз добавляет 5–10 рублей к стоимости товара. По оценке Каца, введение маркировки приведет к тому, что самые дешевые товары подорожают на 30–50%. В итоге магазины откажутся от них из-за нерентабельности, а все это ударит по незащищенным слоям населения, подытожил Кац.
Похожие опасения высказал и директор фабрики кукол «Весна» Ольга Доротюк. По ее словам, около 36% выпускаемого фабрикой ассортимента — игрушки ценой менее 150 рублей, поэтому даже незначительное повышение цены будет чувствительно для потребителя. Цицулина из АИДТ ожидает, что введение маркировки приведет к росту стоимости игрушек и товаров для творчества в среднем на 10%. Для маркировки мелкой продукции, которая отгружается сотнями тысяч экземпляров, нужно закупать отдельное оборудование, отметил глава «Звезды» Панов. Он опасается потерять до 15% дистрибьюторов, из числа тех, кто не работает с системой электронного документооборота, необходимой для прослеживания товара. У «Весны» доля таких покупателей около 70%, уточнила Доротюк.