РЖД расширит проект перевозок из центра России в Китай на «Агроэкспрессах»
Дочерняя компания Российских железных дорог — «РЖД логистика» — в первом полугодии расширит маршрутную сеть и номенклатуру продукции «Агроэкспрессов» из России в Китай. В планах развития проекта — масштабирование экспортных маршрутов в страны СНГ, Евросоюза и АТР. Проект «РЖД логистики» и Российского экспортного центра с 2019 года доставляет продукты ускоренными контейнерными поездами из центра России в Китай
В первой половине 2022 года «РЖД логистика» («дочка» РЖД) расширит маршрутную сеть и номенклатуру продукции «Агроэкспрессов» из России в Китай. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель компании. В Российском экспортном центре (РЭЦ), втором участнике проекта, добавили, что в планах – маршруты в страны СНГ, Евросоюза (например, в Венгрию) и АТР.
«До пяти поездов ежемесячно будут отправляться в провинции Гуандун, Шаньдун, Хэйлунцзян и Сычуань. Помимо зерновых, молочных и мясных грузов будут цитрусовые. Минсельхоз уже согласовал заявки пяти производителей», — рассказал представитель «РЖД-логистики». По словам генерального директора РЭЦ Вероники Никишиной, «Агроэкспресс» как канал поставки и ускоренного прохождения грузов через границу пользуется спросом у экспортеров мясной, молочной и кондитерской продукции, растительных масел, бакалеи и безалкогольных напитков.
По данным РЭЦа, всего из России в Китай в 2020 году было отправлено около 1 млн тонн продукции АПК (без учета зерновых и жмыха), а с помощью «Агроэкспрессов» — 996 000 тонн. По оценке Никишиной, этот механизм позволяет экспортерам скоропортящихся грузов доставлять продукцию с очевидным сокращением финансовых и временных издержек. Благодаря проекту, они могут предложить «довольно взыскательному китайскому покупателю свежую продукцию с максимальным остаточным сроком годности», сказала глава РЭЦ.
В ноябре прошлого года начались перевозки по проекту в Узбекистан, планируется отправлять порядка 40 000–60 000 тонн в год с выходом на 400 000–450 000 тонн к 2025 году. В январе 2022 года запустили «Агроэкспрессы» в Азербайджан. «По нашим оценкам, объем поставок продукции АПК в этом направлении к 2025 году может вырасти до 100 000 тонн», — ожидает Никишина. РЖД и «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги») подписали соглашение в августе прошлого года, но перевозки пока не начались.
«Агроэкспресс» – это проект «РЖД логистики» и РЭЦ, с 2019 года он обеспечивает доставку продуктов ускоренными контейнерными поездами из центра России в Китай как через сухопутные терминалы, так и через порты Дальнего Востока. Особенность отправок — быстрая доставка товаров по принципу зеленого коридора и возможность транспортных субсидий от РЭЦ.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров назвал проект полезным и эффективным для экспортеров, особенно в направлении Китая. «Рынок продовольственных товаров Китая – самый емкий в мире и характеризуется высокими ценами, поэтому очень привлекателен для российских экспортеров», — сказал Бурмистров. Собеседник в компании-грузоотправителе отметил, что сервис популярен у среднего бизнеса, и объяснил это тем, что экспортер может отправлять от одного 40-футового контейнера.