К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Точки притяжения: зачем миллиардеры идут на Байкал

Фото предоставлено Министерством туризма
Фото предоставлено Министерством туризма
Пандемия заново открыла для российских граждан внутренний туризм. В серии материалов «Точки притяжения» Forbes рассказывает о самых привлекательных и перспективных туристических направлениях в России. Как Байкал справляется с пандемийными ограничениями, почему развитие инфраструктуры по берегам озера переместилось из Иркутской области в Республику Бурятия и кто из миллиардеров решил вложиться в местный туристический бизнес — в первом материале серии

Отличие Байкала от других российских точек туристического роста — в его «принадлежности» сразу двум субъектам России.  Западный берег озера относится к Иркутской области, восточный — к Бурятии.

По данным агентства по туризму Иркутской области, до пандемии, в 2019 году туристско-экскурсионный поток в регион составлял 1,8 млн человек. По статистике Министерства туризма Бурятии, республику тогда посетило 581 000 туристов. 

Локдауны и ограничения 2020 года сильно сократили приток туристов, но в 2021-м началось восстановление: за год в Иркутской области побывало 1,2 млн туристов, в Бурятии — более 286 000. «На летний сезон ставили высокую планку — хотели достичь докризисного уровня турпотока. Если бы не ухудшающаяся ситуация с коронавирусом, мы бы этого добились, — рассказывает руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. — К сожалению, продолжают действовать ограничения по заполняемости гостиниц и баз отдыха. Результаты 2021 года, от которого все ожидали рекордов, нивелированы падением спроса от волн вводимых в регионах антиковидных ограничений, в том числе с QR-кодами».

 

Дрифт, коньки и Instagram

В Национальном туристическом рейтинге Иркутская область в январе 2022 года заняла 15-е место среди наиболее привлекательных для туристов регионов, у Бурятии — 49-е место.

Предприниматель из Иркутска Алексей Стрелюк, который с 1999 года управляет региональной фирмой-туроператором «Байкалика», рассказывает, что за год количество туристов, которых приняла его компания, увеличилось на 60%, а выручка — на 42%, до 185 млн рублей. План на этот год — вырасти еще на треть. 

 

«Грех жаловаться: внутренний туризм хорошо пошел благодаря закрытию границ. О нас узнали и едут из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Перми. Сейчас байкальские отели забиты, бронирование 100% на зимний и даже летний сезоны-2022», — рассказывает Светлана Цыбикдоржиева, гендиректор байкальского туроператора «Жассо тур» и туристического комплекса «Степной кочевник», который включен во все туры по Байкалу (экскурсии, проживание в национальных юртах, питание и т. д.). В 2019 году «Жассо тур» приняла около 20 000 туристов, в 2020-м показатель упал до 5000, но уже на следующий год эта цифра выросла до 8000 туристов.

Рост популярности в пандемию отмечает горнолыжный курорт «Гора Соболиная», расположенный неподалеку от города Байкальска (работает с 1991 года) и принадлежащий структурам предпринимателя Олега Дерипаски. «Курорт, действительно, ощущает рост интереса со стороны туристов. Посещаемость горнолыжного комплекса с 2019 года увеличилась в 1,5 раза. Позитивная динамика ожидается и в 2022 году», — говорит генеральный директор компании «Гранд Байкал», управляющей курортом,  Виктор Григорович. Сегодня на «Горе Соболиная» работает четыре гостиницы на 315 мест, 15 трасс, пункты проката и подъемники, в 2022 году открыта первая буксировочно-канатная дорога. Курорт принимает свыше 30 000 отдыхающих в месяц. По данным «Спарк-Интерфакс», выручка курорта с 210 млн рублей в 2019 году выросла до 230,5 млн рублей в 2020 году.

Особая география Байкала определяет два основных вида отдыха, рассказывает Алексей Стрелюк: «Первый — это приключенческий и экскурсионный туризм, ведь главной ценностью территории является природный объект. Озеро, горы, лес — то, за чем приезжают сюда в первую очередь. На втором месте находится культурно-этнографический туризм: культура, история шаманизма и буддизма коренных народов».

 
Черный лед Байкала (Фото предоставлено Министерством туризма)

До середины 2000-х годов туристическим сезоном на Байкале считалось лето, его пик приходился на конец июля-начало августа с самой комфортной температурой и воздуха, и воды. Но последние 10 лет сезон начал прирастать и зимними месяцами. «Черный лед Байкала — уникальное явление и настоящая достопримечательность. Такого природного покрытия, которое вы видите на всех картинках в Instagram, практически нигде в мире нет», — говорит владелец «Байкалики». Он сам раскручивал зимние активности на озере (катание на коньках, дрифт), приглашая топовых блогеров, в том числе из знаменитого проекта FollowMeTo, а также фотографов и СМИ. По оценкам Стрелюка, около 65% турпотока в 2021 году пришлось на зимний сезон.

Главный туристический центр западного берега — поселок Листвянка, расположенный в 60 км от Иркутска. Около 50-60% желающих отдохнуть на Байкале приезжают именно сюда. Вторая точка — остров Ольхон. На территории Иркутской области работает 106 туроператоров и 667 коллективных средств размещения (гостиницы, гостевые дома, хостелы и пр.). Номерной фонд западного Байкала условно можно поделить на три категории: бывшие советские турбазы, гостиницы 1990-2000-х годов постройки и современные объекты.

Озеро Байкал зимой (Фото предоставлено Министерством туризма)

«Первая и вторая категории практически не соответствуют современным требованиям: если в номере покрываются базовые потребности (туалет и душ), это уже хорошо, — рассказывает Стрелюк. — Последние пять лет стали строиться гостиницы комфортного уровня, с удобствами, Wi-Fi, авторскими решениями дизайна». Всего в Иркутской области (не только на побережье) из всех коллективных средств размещения лишь 100 имеют звездность, среди них три пятизвездочных отеля, 16 имеют четыре звезды, 37 — три звезды. По данным агрегатора Booking.com, стоимость одной ночи в гостинице без звезд в Листвянке начинается от 2000 рублей. Одним из немногих отелей премиального уровня на побережье считается «Байкальская резиденция» (коттедж до 12 человек на две ночи стоит 2,2 млн рублей). В комплексе есть спа-центр и ресторан, гостям предлагают вертолетные экскурсии, пешие походы, рыбалку и охоту. По данным «Спарк-Интерфакс», выручка отеля выросла с 41,7 млн рублей в 2019 году до 63,7 млн рублей — в 2020-м.

К шаманам на чартере

Туристическая инфраструктура восточного Байкала со стороны Бурятии скромнее, чем в Иркутской области. По данным местного министерства туризма, в республике зарегистрировано 26 туроператоров и 475 гостиниц. Несмотря на то что все знаковые объекты — скала Шаманка, скала Малая Колокольня, Байкальская железная дорога — находятся с иркутской стороны, крупные инвесторы сейчас активнее на берегу озера в Бурятии. «Складывается забавная ситуация: чартерные программы летают и отели строятся в Бурятии, а объекты, которые ассоциируются у всех с Байкалом, находятся с противоположной стороны», — удивляется Алексей Стрелюк.

Летом 2020 года Байкалом занялась «TUI Россия» Алексея Мордашова. При поддержке Ростуризма компания запустила из Москвы чартеры в Улан-Удэ (государство субсидирует половину стоимости фрахта самолета, за счет чего туроператоры могут сделать поездки в 2-2,5 раза дешевле). По этой программе «TUI Россия» привезла на Байкал более 6000 туристов. Новый этап чартерной программы начался в феврале этого года.

 

Руководитель пресс-службы туроператора Ольга Иванова говорит, что соглашение о сотрудничестве с Бурятией было подписано задолго до пандемии, в 2018 году. «Бурятия сама по себе очень интересный регион, здесь находится центр буддизма России — Иволгинский дацан. В Бурятии сложилось интересное переплетение культур и традиций. Здесь есть что показать с точки зрения культурно-познавательного и этнографического туризма: дацаны, жизнь старообрядцев, казаков. Летом туристы стремятся на Байкал, пологий берег и протяженные песчаные пляжи позволяют туристам купаться в озере. Кроме того, национальное бурятское блюдо — буузы очень прославилось, когда год назад его выбрали гастрономическим брендом, появился интерес к местной кухне», — перечисляет она.

Рост турпотока на Байкал сдерживает дефицит мест размещения (фото предоставлено Министерством туризма)

По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, турпоток ограничивается исключительно количеством мест размещения: «Это послужило толчком для инвестиционной привлекательности: у нас сейчас зашло несколько больших инвесторов».

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Байкальская гавань», которая была учреждена в 2007 году,  находится в 130 км от Улан-Удэ. ОЭЗ размещается на пяти участках площадью 3 622 га, расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. До 2017 года в ОЭЗ было 12 резидентов,  10 из которых признаны региональным правительством неэффективными (после передачи зоны из федеральной  в республиканскую собственность в 2018 году). «Это такой значительный брак в работе, — заявил год назад полномочный представитель президента в Дальневосточном ФО вице-премьер Юрий Трутнев. — Эти решения давно принимались и, видимо, недостаточно были сбалансированы с инвестиционным спросом. Мы сейчас таких ошибок стараемся избегать, у нас получается».

С 2021 года, когда турпоток в Бурятию благодаря чартерной программе стал прогнозируемым, в ОЭЗ появились новые резиденты. Ими стали четыре компании, в  том числе Cosmos Hotel Group Владимира Евтушенкова. До 2027 годы группа планирует вложить 11 млрд рублей в пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс на участке «Бухта Безымянная». Резидентам предоставляются различные льготы и преференции, в частности сниженный налог на прибыль в течение первых десяти лет (15,5%  вместо 20%).

 

К Байкалу присматривается еще один миллиардер из списка Forbes  —  владелец сети Azimut Hotels Александр Клячин. «Байкал долгое время был недооценен: слишком длинные деньги, отсутствие чартеров и инфраструктуры отпугивали потенциальных инвесторов. Сейчас создается необходимая база, чтобы вход в проект был проще, — говорит представитель предпринимателя. — Возможные объемы инвестиций могут измеряться миллиардами рублей. Вопрос изучается». На каком берегу он рассматривает возможность для строительства, Клячин пока не комментирует.

«Восточный Байкал — наиболее доступный: здесь развитая инфраструктура, много населенных пунктов, Транссиб, рельеф более пологий. Большие плоские участки с транспортной доступностью, электросетями, водоснабжением и прочими удобствами дают больше возможностей для строительства, — объясняет Стрелюк. — В то время как западный берег — это пять дорог, которые подходят к побережью, и они тупиковые. Кроме того, 85-90% территории — это особо охраняемая зона, где строительство вовсе запрещено». По словам министра туризма Бурятии Алдара Доржиева, в условиях природоохранных ограничений, действующих в центральной экологической зоне озера Байкал, создание объектов туристской инфраструктуры возможно либо в границах населенных пунктов, либо на территории особой экономической зоны.

Впрочем, инвесторам рады на любом берегу Байкала. «У нас катастрофическая нехватка качественных отелей, мы нуждаемся в приходе сетевых операторов со стандартами сервиса и ждем их как воздух», — признается Светлана Цыбикдоржиева из «Жассо тур».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+