К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

РЖД разработали новые правила перевозки грузов зимой из-за заторов в портах


Ситуация с брошенными вагонами на путях вынудила РЖД разработать новые правила перевозки смерзающихся грузов — угля, удобрений и других. Проект новых правил РЖД направили в Минтранс в конце 2021 года. Он предусматривает введение ответственности грузоотправителей за подготовку товара к перевозке зимой и обязанность портов оборудовать места для разморозки сыпучих грузов

«Российские железные дороги» (РЖД) предложили изменить правила перевозки зимой грузов, наиболее подверженных смерзанию. Последний раз такие правила были утверждены в 1999 году, сейчас ситуация на подъездах к портам заставила РЖД требовать их пересмотра, сообщил заместитель генерального директора компании Алексей Шило. 

По его словам, правила зимней перевозки «с учетом опыта нашего взаимодействия с грузоотправителями и грузополучателями требуют скорейшего пересмотра» (цитата по «Ведомостям»). Как рассказал замгендиректора РЖД, компания направила новую редакцию правил в Минтранс в конце декабря прошлого года. Проект предусматривает ответственность грузоотправителей за подготовку товаров к перевозке зимой и требует от стивидоров установить на перевалочных терминалах оборудование для разморозки сыпучих грузов. 

По словам топ-менеджера РЖД, сейчас из 50 морских терминалов, которые выгружают в России уголь, лишь семь оснащены вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами. Самоходными маневренными резательными комплексами располагают только три терминала на Дальнем Востоке. «Во всех остальных терминалах происходит выгрузка грейферами, то есть <...> в ручном режиме», — отметил Шило (цитата по РБК).

 

Сроки выгрузки зимой в портах по этим причинами сильно увеличиваются — по данным замгендиректора РЖД, сейчас в портах ежесуточно простаивает до 6000 вагонов с грузами, которые стивидоры не успевают обработать. 

В августе 2020 года Минтранс утвердил типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морских портах. Только 35 из 220 терминалов, примыкающих к сети РЖД, заключили новые договоры, сказал Шило.

Заторы в портах начали возникать в последние два месяца прошлого года, под угрозу были поставлены перевозки северного завоза (доставка социально значимых грузов в отдаленные дальневосточные территории морским путем). По данным РЖД, в первые 20 дней января потери по выгрузке в портовых терминалах составили более 22 000 вагонов, или 1,6 млн т грузов (около 1,5% месячной нормы погрузки). РЖД с начала года ввели 70 временных ограничений (так называемых конвенций) на отправку грузов в порты. Это вдвое больше, чем за аналогичный период в 2021 году.

 

По данным РЖД, в 2022 году из-за несвоевременного подхода судов задержано 5825 вагонов, из-за поломок оборудования у грузоотправителей — 2900, из-за сложных погодных условий —  8300. Январскую недополученную выручку РЖД от простоев вагонов из-за задержек с выгрузкой в портах управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин оценил «Ведомостям» в 1,5–3 млрд рублей. Он уточнил, что РЖД частично покрывает эти потери за счет штрафов грузоотправителям за сверхнормативные простои составов.

Подключение портов к информационным системам РЖД могло бы улучшить ситуацию, считают в монополии. «Мы хотим, чтобы не РЖД выступали как цербер и потом подвергались критике, а выступаем за нормальные отношения, основанные на общем доступе к информации», — сказал заместитель главы компании. Пользуясь, например, дорожно-логистической информационной системой (ДИЛС), стивидоры могли бы сами ограничивать отправку грузов в свой адрес, не дожидаясь конвенций, отметил Шило. Он добавил, что из 220 терминалов, которые примыкают к РЖД, ДИЛС используют только 37, еще 12 подали заявки на подключение. 

Представитель Ассоциации морских торговых портов (АСОП) заявил «Ведомостям», что смерзание груза в первую очередь связано со сроками доставки. Он добавил, что со стороны РЖД было бы «лучше принять меры к сокращению сроков доставки, используя в том числе современные технологии и цифровые инструменты». Источник в компании-грузоотправителе отметил, что обвинения в адрес грузоотправителей беспочвенны — груз в открытом вагоне смерзается во время отставления поездов. По его словам,  нужно ограничить на 20–30% прием груза в адрес портовых терминалов, не оборудованных тепляками, резательными комплексами, дробильно-фрезерными машинами, и безусловно выполнять нормативы по срокам доставки грузов, жестко контролируя инциденты с отставлением поездов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+