Смурфики на продажу: владелец «Острова мечты» запускает маркетплейс детских товаров
Пока dreamstore.ru (на данный момент сайт недоступен) работает в формате бета-тестирования, сайт еще не индексируется в поисковиках. Возможность совершать покупки на Dream Store появится с февраля 2022 года, сообщил представитель пресс-службы «Остров мечты». «Остров мечты» — это парк развлечений, вокруг которого мы выстраиваем целую экосистему. Мы запустили маркетплейс Dream Store, где будет представлено более 100 000 наименований товаров. Собственный ассортимент будет составлять около 5%», — рассказал Forbes Амиран Муцоев, председатель совета директоров холдинговой компании «Остров мечты». Ранее о намерении открыть маркетплейс Муцоев рассказывал ТАСС, но точных сроков не называл.
В ассортименте маркетплейса будут представлены детская одежда, обувь, аксессуары, канцелярия, игрушки, товары для творчества. «Помимо этого, не изменяя выбранному направлению детства [детских товаров], мы хотим представить смежные категории: электронику, мебель, товары для дома и другое, — перечисляет руководитель Dream Store Дмитрий Щукин. — Вся продукция рассчитана на детей и подростков в возрасте 5-15 лет». Также в планах запуск категории «Гейминг» (электронные игры).
Лицензионные соглашения на продажу товаров подписаны с компанией-создателем смурфиков IMPS S.A. и консорциумом Viacom International Media Networks (владеет Paramount Pictures, Nickelodeon и MTV), который предоставит права для создания в парке игровой зоны с черепашками-ниндзя. Также есть права на использование образов «Отеля «Трансильвания» (Sony Pictures Consumer Products) и Hello Kitty (Sanrio GmbH). Доставка будет осуществляться более чем в 1500 пунктов выдачи заказов. «Мы будем работать с крупными логистическими операторами и агрегаторами. Также наша команда располагает складом на территории «Острова мечты», — добавляет Щукин. Количество партнеров и конкретные компании, которые первыми станут продавать товары на площадке Dream Store начиная с февраля, в компании не называют.
Партнер Data Insight Борис Овчинников оценивает успех нового проекта «Острова мечты» скептически. «Для того чтобы стать интересным для интернет-покупателей, нужно привлечь много партнеров, обеспечить интересный ассортимент. А для того, чтобы обеспечить этот ассортимент, нужно привлечь большой трафик — замкнутый круг», — говорит эксперт.
Dream Store может потребоваться большой объем вложений и времени для раскрутки нового проекта. По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, инвестиции крупнейших маркетплейсов в развитие составляют десятки миллиардов рублей — это те объемы, который небольшой нишевый игрок привлечь не сможет.
Общий объем инвестиций в Dream Store Муцоев называть отказался. По оценке Бурмистрова, на начальном этапе речь может идти о нескольких миллионах долларов, чтобы сформировать каталог товаров, разработать платформу, запустить логистику и вложиться в привлечение трафика. «Это не гарантирует, что проект будет успешен, — предупреждает аналитик. — Важно понимать, какие преимущества будут у нового игрока по сравнению с конкурентами». По его словам, чтобы эффективно продавать лицензионную продукцию, нужно обладать возможностью заказывать товар огромными тиражами через Китай, мощными компетенциями в логистике, уметь управлять цепочками поставок. «Если этого не будет, невозможно обеспечить адекватную маржинальность бизнесу. Как новый игрок сможет получить эти компетенции, непонятно», — заключает эксперт.
По оценке Data Insight, за 2020 год было оформлено 30 млн заказов детских товаров на сумму 60 млрд рублей (без учета продаж маркетплейсов), сегмент вырос на 82% по количеству и на 63% в деньгах. Продажи в онлайне в 2020 году Овчинников оценивает в 95 млрд рублей. В 2021 году онлайн-рынок детских товаров с учетом маркетплейсов рос, но меньшими темпами, говорит Овчинников. «Несмотря на высокие темпы роста, категория детских товаров в онлайн-сегменте остается одной из самых конкурентных, — подчеркивает эксперт. — Это связано с ограниченным ассортиментом, который дублируется от продавца к продавцу, а также консерватизмом аудитории: покупатели с позитивным опытом не стремятся покупать на новых площадках».
По словам Овчинникова, в сегменте детских товаров раньше остальных проходит процесс консолидации, где выжить малым и средним продавцам практически невозможно, конкурировать приходится с большими универсальными маркетплейсами: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и специализированным игроком «Детский мир», в октябре 2020 года запустившим собственный маркетплейс. Общий объем продаж последнего по итогам девяти месяцев 2021 года составил 131 млрд рублей, 35,2 млрд из них он получил в онлайне.
Последние несколько лет количество игроков детских товаров в России сокращается: весной прошлого года, например, закрылся проект немецкой Otto Group myToys, в январе этого года вторая по обороту среди крупнейших сеть детских магазинов «Дочки-сыночки» объявила о том, что готовится к банкротству.
На этом фоне укрепляются позиции маркетплейсов: у основных из них категория детских товаров входит в топ-5 по доле продаж и является драйвером роста площадок, утверждает Овчинников. Например, у Wildberries детская категория вошла в тройку крупнейших по объему продаж по итогам января-сентября 2021 года и принесла 74 млрд рублей (+54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Доля в общем обороте компании достигала 14%. «Наша задача — не конкурировать с Ozon и Wildberries, а занять свою долю рынка — с товарами для детей и молодежи в разных категориях, — уточняет Амиран Муцоев. — Например, когда мы говорим о категории техники и электроники, мы не будем продавать пылесосы, но будут современные телевизоры, востребованные у молодой аудитории».
По мнению Бориса Овчинникова, эффективным и рентабельным Dream Store может стать, если останется небольшим проектом, работающим в первую очередь на аудиторию посетителей парка развлечений «Остров мечты» и при этом использовать систему кешбэка, которая свяжет траты в парке и покупки в новом интернет-магазине.