Бизнес выступил против ужесточения контроля за госконтрактами от 1 млрд рублей
Новые правила контроля за расходами по крупным госконтрактам, которые вводятся с 2022 года, могут привести к уходу с рынка подрядчиков, считают в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Позицию крупного бизнеса высказал в письме Мишустину президент союза Шохин
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) счел преждевременным введение с 2022 года обязательного казначейского сопровождения для госконтрактов стоимостью более 1 млрд рублей. Мера может привести к приостановке работы подрядчиков и уходу их с рынка. Об этом говорится в письме президента РСПП Александра Шохина премьеру Михаилу Мишустину, передает РБК. Издание ознакомилось с копией письма. В РСПП подтвердили его подлинность.
Шохин призвал Мишустина «инициировать процедуру» изменения нормативных актов, чтобы отсрочить введение расширенного казначейского сопровождения для таких госконтрактов. До вступления в действие нового механизма отслеживания финансирования нужно проработать «вопросы практической реализации» с органами власти и бизнес-сообществом, подчеркнул он.
Ранее похожие обращения главам Минэкономразвития и Минстроя направила Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК). В Минстрое в ответ отметили, что сопровождение госконтрактов призвано обелить отрасли и усилить контроль за расходованием бюджетных средств. Министерство пообещало провести совещания с участниками рынка для разъяснения новых правил.
Расширенное казначейское сопровождение предусматривает отдельный лицевой счет в казначействе под каждый проект. Деньги с такого счета можно будет получить, предоставив расходные декларации по каждому платежу и другие документы. Управленческие и административные расходы подрядчик будет компенсировать из собственных или заемных средств. В НАИК предупреждали, что новые правила увеличат закредитованность подрядчиков и усложнят получение банковских гарантий по госконтрактам.
Вице-президент РСПП Игорь Вдовин добавил, что мера приведет к сложностям с уплатой авансов контрагентам и нехватке субподрядчиков — исполнителей и поставщиков. По словам собеседника РБК, новые правила потребуют изменения бизнес-процессов и увеличения числа трудовых ресурсов. Из-за этого «неизбежно возникнут дополнительные расходы, которые приведут к снижению размера прибыли», отметил Вдовин. «Это, в свою очередь, повлечет задержки по выплате заработной платы, нарушение сроков уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты страны», — предупредил он.
Правительство в конце ноября выпустило постановление о введении с 1 января 2022 года расширенного казначейского сопровождения для госконтрактов свыше 1 млрд рублей. Введение меры объяснялось увеличением прозрачности операций с бюджетными деньгами и борьбой с их нецелевым использованием. В 2021 году в Бюджетный кодекс внесли поправки, позволяющие с 2022 года применять казначейское сопровождение для бюджетов всех уровней.
Летом правительство утвердило также механизм, позволяющий подрядчикам компенсировать рост цен на стройматериалы по федеральным госконтрактам. Согласно документу, подрядчики по таким контрактам со сроком исполнения не менее года и стоимостью более 1 млн рублей могут отправить заявку на пересмотр цены или срока исполнения работ не более чем на 30%. В число федеральных заказчиков вошли в том числе «Российские автомобильные дороги», ФСИН, Генпрокуратура, Управделами президента, Верховный суд, «Росатом» и «Роскосмос».