Российский книжный рынок поставил рекорд по интернет-продажам
Доля онлайн-продаж в общем объеме продаж книг составит в 2021 году 40–45%, это рекорд для книжного рынка. Онлайн-продажи бумажных книг в России по итогам года увеличатся до 29,5 млрд рублей против 26,4 млрд рублей в 2020 году
Интернет-продажи на российском книжном рынке стали рекордными — они впервые превысят 40%. В прошлом году доля онлайн-продаж бумажных книг составляла 36%, два года назад — 24%. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на издательство «Эксмо-АСТ».
По его подсчетам, онлайн-продажи бумажных книг в России по итогам 2021 года увеличатся до 29,5 млрд рублей против 26,4 млрд рублей в 2020 году (23 млрд рублей в 2019 году). Доля онлайна в продажах книг через все каналы (книжные магазины, киоски, FMCG, киоски и др.) составит 40–45%. Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков связал рост онлайн-продаж с развитием маркетплейсов, через которые небольшие издательства без собственной розницы могут продавать свою продукцию.
В «Альпине» доля онлайна в общих продажах составила 60% (56% — в 2020 году, 37% — в 2019 году), рассказали в компании. В издательстве МИФ на онлайн-канал приходится около 50% продаж. По оценке Data Insight, число онлайн-заказов бумажных книг в интернет-магазинах в период с июля 2020 по июнь 2021 года выросло на 38%, до 42,6 млн штук. В топ-3 онлайн-магазинов по продажам книг вошли Ozon, «Лабиринт» и Wildberries, сообщили в агентстве.
В Ozon отметили, что рост продаж бумажных книг в 2021 году по сравнению с прошлым ускорился. «За третий квартал продажи выросли на 40% год к году, и это учитывая высокие показатели в 2020 году, связанные с пандемией и самоизоляцией. По итогам третьего квартала 2020 года годовой прирост составлял 29%», — рассказали в Ozon. В Wildberries по итогам одиннадцати месяцев спрос на книгопечатную продукцию увеличился на 72% год к году. В «Республике» число заказов через интернет-магазин увеличилось вдвое.
В Ozon главным драйвером онлайна назвали регионы: на них в маркетплейсе приходится около 60% продаж книг. Там отметили, что этому способствует рост количества точек выдачи заказов. В Wildberries рост спроса на книги связывают с расширением ассортимента. «Динамичнее всего увеличивался спрос на книги на иностранных языках, их продажи выросли на 353%, а также на учебники, которые показали рост на 253%», — сказали в маркетплейсе.
Директор по интернет-маркетингу «Альпины» Юлия Скрипник полагает, что продажи в маркетплейсах растут на «сильных новинках». Прирост к обычному объему заказов в полтора-два раза дает бесплатная доставка, добавила она. В «Эксмо-АСТ» считают, что эффект дает и продвижение книг в соцсетях через блогеров. «Это вызывает приток новой молодой аудитории»,— сказал Новиков. В 2022 году издатели ожидают продолжения роста продаж в онлайн-канале. Они прогнозирует их рост в 20-30%.