Минцифры предложило ввести «цифровое резидентство» для иностранных айтишников
Минцифры разрабатывает модель «цифрового резидентства» для зарубежных IT-специалистов, которая позволит им регистрировать юрлица, платить налоги и получать льготы в России, не имея гражданства или вида на жительство. Поправки призваны упростить привлечение иностранных айтишников отечественными компаниями в условиях дефицита кадров
Минцифры к февралю 2022 года представит модель «цифрового резидентства» для зарубежных IT-специалистов, которая позволит им регистрировать юрлица, платить налоги и получать льготы в России, не имея гражданства или вида на жительство. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник, знакомый с сутью предложений.
Замглавы Минцифры Максим Паршин подтвердил изданию, что ведомство прорабатывает меры для создания условий для релокации иностранных IT-компаний в Россию и упрощения привлечения квалифицированных айтишников российскими компаниями. «Цифровое резидентство» — важный элемент этих мер. С одной стороны, он позволит дистанционно, без необходимости физического присутствия в России зарегистрировать юрлицо, получить возможность использования льгот «налогового маневра» и дополнительных преференций, например снятия избыточных ограничений по валютному и экспортному контролю. С другой — для российских IТ-компаний будет создан механизм упрощенного найма зарубежных специалистов в условиях острого кадрового голода на рынке», — рассказал Паршин.
По задумке министерства, иностранные айтишники смогут рассчитывать на льготы, предусмотренные «налоговым маневром», призванным поддержать российскую IT-отрасль, рассказал источник РБК. Суть маневра в снижении ставки налога на прибыль с 20% до 3%, а ставки для страховых взносов — с 14% до 7,6%. По словам собеседника издания, среди других разрабатываемых мер для внедрения «цифрового резидентства»:
- расширение льгот при налогообложении интеллектуальной собственности (режим IP Box), которые в России, в отличие от стран Европы, не распространяются на определенные категории продуктов (доменные имена, товарные знаки, дизайн и другие) и способы их коммерциализации (например, нельзя применить льготы в отношении лицензионных платежей от ПО чужой разработки);
- корректировка законодательства, регламентирующего процесс оформления дистанционной работы по трудовому соглашению из-за границы, и присоединение к международным конвенциям, касающимся закрепления правил определения подсудности трудовых споров, а также уплаты различных взносов и платежей;
- корректировка законодательства о валютном контроле, уголовного и административного законодательства для установки гибких правил при работе IT-компаний с иностранными контрагентами и минимизации рисков привлечения физических и юридических лиц к уголовной ответственности.
На межведомственных совещаниях, по данным источника РБК, обсуждалась, в частности, возможность проработать дистанционную идентификацию иностранных айтишников при наличии биометрических данных в их паспортах или через платежные системы, а также организации электронного документооборота между российскими и зарубежными компаниями с возможностью признания в России документов, подписанных зарубежной электронной подписью.
При этом Минтруд в целом поддерживает идею «цифрового резидентства», но выступает против изменения Трудового кодекса. Ведомство считает, что иностранных работников следует привлекать в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений, например на договор подряда. «Трудовые отношения по своей природе подразумевают большую ответственность работодателя перед своим сотрудником, включая обеспечение сотрудника средствами производства, выполнение обязательств по пенсионному и социальному страхованию. Такие обязательства не могут быть выполнены в полном объеме в том случае, если работник находится за рубежом», — заявил в беседе с РБК представитель Минтруда.