Как рост авиатарифов на перевозку электроники и товаров люкс отразится на покупателях
В ноябре 2021 года Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала ежегодный обзор состояния морского транспорта. Организация отметила угрожающие восстановлению мировой экономики узкие места в логистических цепочках и резкий, до «неожиданного уровня» рост тарифов на контейнерные перевозки. World Container Index аналитического агентства Drewry, который учитывает стоимость перевозки 40-футового контейнера по восьми основным маршрутам между США, ЕС и Азией, показал, что она достигла в ноябре $9146, что на 238% больше, чем годом ранее. При удорожании ставок фрахта контейнерных перевозок к 2023 году мировые цены на импорт в среднем по миру могут вырасти на 10,6%, прогнозировала UNCTAD.
«Бутылочные горлышки» в морских перевозках подстегнули и цены на грузовые авиаперелеты. Особенно заметен рост авиатарифов на рейсах из Шанхая в США: в декабре они достигли рекордных $14 за килограмм груза, поднявшись с $8 в августе, отмечает авиационное подразделение независимого поставщика информации о транспортных контрактах Baltic Exchange.
В Россию с тарифом
Та же ситуация и с перевозками в Россию. «Цены на грузовые авиаперевозки в Россию устойчиво растут, и тарифы уже какие-то «баллистические», они уже в небесах, — объясняет Forbes генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Морские перевозки почти провалились, контейнеров не хватает, срочных грузов становится все больше и больше, и понятно, что торговле хочется, чтобы все посылки доставили к Новому году, а не к майским праздникам». По словам Рыбака, «$14 — это фантастическая цена». Он вспоминает, что «до пандемии авиаперевозчики были счастливы, если могли получить за трансатлантику 95 центов за килограмм, а сейчас, конечно, у них пир горой».
Председатель совета директоров одного из логистических холдингов объясняет, что самолетами отправляют ценные грузы, требующие очень быстрой доставки и особой сохранности: дорогую электронику, товары люксовых брендов индустрии моды, которые сейчас привозят к рождественским распродажам.
Владелица московской логистической компании «Скай-Марин» Марина Гришенкова подтверждает наблюдения консультанта. «Сейчас, в конце года, тарифы на авиаперевозки меняются от недели к неделе, — рассказала она Forbes. — Если еще в сентябре «голый» тариф (то есть без дополнительных сборов — без оформления авианакладной, топливного сбора и др.) из Шанхая в Москву начинался с $3,8 за килограмм, то сейчас в зависимости от аэропорта вылета в Китае цена начинается от $6 за груз больше 1000 килограммов, а в среднем — $8-10 за килограмм». При этом Гришенкова уверена, «что со среды, 22 декабря, все рейсы с вылетом до Нового года будут уже забукированы, то есть отправить груз будет нельзя».
В одной из крупнейших российских авиакомпаний, попросившей ее не называть, уверяют, что их грузовые тарифы по России «однозначно подорожали» к концу года, но всего на 8-12%. По данным пресс-службы перевозчика, «виноваты» в этом рост цен на авиакеросин, нехватка на рынке грузовых емкостей, а также предновогодний сезон, в котором «сейчас самый пик».
В «Аэрофлоте» и S7 на запросы Forbes не ответили.
Чего ждать от цен
Аналитики и консультанты рынка люксовых брендов одежды, обуви и аксессуаров, производители электроники и торговые компании говорят, что доля логистических затрат в розничных ценах невелика, что массовый покупатель может и не почувствовать разницы.
Генеральный директор ведущего аналитического и консалтингового агентства российской индустрии моды Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс признает, что «расходы на перевозки выросли в три-пять раз». Из-за пандемии, турбулентности конъюнктуры, эпидемиологических мер и форс-мажорных ситуаций в важнейших мировых транспортных узлах усложнились цепочки поставок. В России основные грузоперевозки одежды и обуви — это автомобильные и железнодорожные перевозки, объяснила она Forbes, а авиа- и водный транспорт (морской и речной) занимают вместе меньше 5% в грузообороте. По ее словам, воздушный транспорт — это самая надежная и оперативная перевозка, но довольно дорогая. Она неэффективна для большей части товаров модной индустрии: обувь и одежда — это не [требующие быстрой доставки] скоропортящиеся продукты.
Дорогие люксовые товары, для которых критичны надежность и безопасность перевозчика, — исключение из правила. За это дистрибьюторы и закупщики готовы платить высокую цену. Впрочем, надо понимать, что рост расходов на логистику — отнюдь не единственный фактор, формирующий текущий и предстоящий рост цен, говорит Лебсак-Клейманс: «Не менее влиятельные факторы — это рост мировых цен на все виды сырья: хлопок, древесину, нефть, газ, это рост расходов на обеспечение новых санитарных норм».
В 2022 году удорожание товаров неизбежно, уверена она, и, исходя из опыта прошлых всплесков инфляции, можно предположить динамику роста цен. Самая высокая будет в премиальном сегменте, где для потребителя важнее всего получить высокое качество изделий и сервиса, к которым он привык, а минимальная — в бюджетном сегменте, где рост стоимости может стать причиной отказа от покупки. «Можно предположить, что этот же тренд мы увидим и в 2022 году, в течение которого возможен рост цен на товары премиального сегмента до 25-30%, — считает Лебсак-Клейманс. — На бренды среднего рост будет более сдержанным, предположительно, в пределах 15-25%, а на одежду и обувь в массовом сегменте, где потребители крайне чувствительны к малейшим изменениям цен, торговля будет стараться не перешагнуть планку в 10-20%».
В компании «М.Видео-Эльдорадо» Forbes рассказали, что ощущают «рост стоимости авиаперевозок внутри России — примерно на 7-8% за год». «Мы стремимся сохранять привлекательные цены и не перекладывать рост издержек на покупателей», — заявили представители ретейлера.