Число точек продаж электронных сигарет в России удвоилось с 2019 года
За последние два года в России количество точек по продаже электронных устройств для курения, в том числе одноразовых испарителей, увеличилось в два раза, подсчитали 2ГИС и «Яндекс.Бизнес». Эксперты и участники рынка полагают, что большая часть продукции в них продается в обход акцизов. Власти, в свою очередь, планируют ужесточить требования к продажам устройств для альтернативного курения
Количество магазинов, торгующих электронными устройствами для альтернативного курения, с 2019 года выросло в два раза, до 4200-5200 торговых точек. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проведенные по запросу газеты расчеты 2ГИС и «Яндекс.Бизнеса».
По данным 2ГИС, к декабрю в России действовало 5200 таких магазинов, из которых 1100 работали в Москве. Годом ранее, по подсчетам 2ГИС, в России было 3100 таких точек продаж, в конце 2019 года — 2600. По данным «Яндекс.Бизнеса», с 2019 года число точек выросло с 1900 до 4200. Оценка 2ГИС включает табачные лавки, которые реализуют и электронные устройства для курения, а «Яндекс.Бизнес» учитывал только магазины без традиционного табака.
По словам генерального директора DNA Realty Антона Белых, арендаторы, открывающие вейп-шопы, все чаще готовы брать помещения большего размера и платить за них в два раза больше. По его предположению, рост торговых точек в этом сегменте рынка обусловлен хорошей рентабельностью бизнеса. Председатель правления ассоциации ПАУРРЭНС (объединяет участников рынка электронных никотиновых систем) Максим Королев связал интерес к открытию магазинов с ростом продаж одноразовых электронных средств доставки никотина (ЭСДН).
Королев отметил, что большая часть такой продукции ввозится в Россию нелегально, акциз платится за устройство, но не за жидкость, в нем содержащуюся. Первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов ранее оценил российский рынок одноразовых ЭСДН по итогам 2020 года в 40,5 млн штук, а в этом году он может превысить 93,1 млн штук. По данным «Антиконтрафакта», свыше 80% продаж в сегменте приходится на устройства китайского бренда HQD.
Собеседник в одной из крупных сетей по продаже электронных устройств для курения сказал, что в их ассортименте представлена только легальная продукция. По его словам, в целом контрафакт на рынке доминирует, обеспечивая 80–90% продаж. Рынок только одноразовых ЭСДН в России он оценил суммарно в 100 млрд рублей. Оценки сервисов в 4000-5000 торговых точек он считает заниженными на порядок.
По словам директора по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям BAT (бренды Dunhill, Kent, Pall Mall) субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия Олега Барвина, для одноразовых ЭСДН в России не предусмотрена обязательная сертификация при ввозе в страну. Этим, по его словам, пользуются недобросовестные производители. Директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (Winston, Camel) Василий Груздев добавил, что такая продукция продается и несовершеннолетним потребителям
По данным «Антиконтрафакта», в ряде случаев информация на упаковке устройств вводит потребителей в заблуждение относительно состава, а концентрация никотина может превышать норматив 20 мг на 1 мл. В табачных компаниях надеются, что ситуацию исправит запланированная маркировка ЭСДН и обязательное декларирование соответствия стандартам жидкостей для них.
Эксперимент по маркировке планируется начать с 1 февраля 2022 года, сообщил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. В 2022 году АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» планирует провести исследование рынка нелегальной никотиносодержащей продукции, сказал он.