Производитель «Нарзана» может перейти под контроль владельца «Ессентуков»
Производитель минеральной воды «Нарзан» может перейти под контроль структур, связанных с «Холдинг Аква», среди совладельцев которого АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на трех собеседников на рынке.
В «Нарзане» заявили, что не комментируют «рыночные слухи», а компания работает в штатном режиме. О подготовке к сделке может свидетельствовать смена генерального директора в компании — в начале декабря Алексея Зобкова, руководителя АО «Нарзан» с апреля 2014 года, сменил Илья Якунин. Источники газеты назвали Якунина возможным представителем компании «Холдинг Аква» или ее владельцев.
В последние годы «Нарзан» терял долю рынка, следует из отчетности компании. Если в 2018 году компания выпустила 39,79 млн бутылок воды под этим брендом, то в 2020 году — 30,81 млн бутылок. Выручка в 2020 году была 816,61 млн рублей, чистая прибыль — 36,12 млн рублей.
В профиле нового главы «Нарзана» в Linkedin указано, что он работал советником генерального директора «Холдинг Аква», в том числе занимался структурированием сделок слияния и поглощения и переговорами с владельцами активов. По словам одного из собеседников, «Нарзан» на некоторое время приостанавливал отгрузки, а после смены гендиректора возобновил поставки. Связаться с Ильей Якуниным газете не удалось.
На конец 2020 года 100% «Нарзана» принадлежало Владимиру Бородавкину, следует из отчетности компании. Бородавкин — бывший владелец и президент ГК «Биаксплен», одного из крупнейших в России производителей полипропиленовой пленки. Один из основателей Famous Amazing Brands (бренды Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков назвал «Нарзан» в ряду с «Ессентуками» и Borjomi в числе трех самых значимых брендов на российском рынке минеральной воды. По его словам, снижение показателей «Нарзана» в последние годы могло быть вызвано ожесточением конкуренции, операционными сложностями и нехваткой средств для продвижения бренда.
Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев предположил, что Якунин может контролировать расходование средств, предоставленных в долг потенциальным покупателем на операционную деятельность, которые затем могут быть конвертированы в доли. Параллельно, добавил Габышев, он может вести процесс due diligence (оценки компании).
По данным Euromonitor International, «Нарзан» занимает около 1% рынка газированной воды в России с оборотом 107,13 млрд рублей в 2021 году. По прогнозам IDS Borjomi, рынок бутилированной воды в России до 2025 года будет расти на 5% ежегодно. В целом категория минеральных вод — одна из самых устойчивых на рынке, отметил Стельмаков.
«Холдинг Аква» добывает и разливает минеральные воды брендов «Ессентуки» №4 и №17, «Родные озера» и «Славяновская». Компания на 75% принадлежит «Аква инвесту», в котором 33,3% принадлежит АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Остальные доли у Михаила Якобашвили, сына экс-владельца «Вимм-Билль-Данна» Давида Якобашвили, и Никиты Шашкина, считающегося зятем экс-полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. 25% компании «Холдинг Аква» владеет государственная КМКР. В «Холдинг Аква», АФК «Система» и управляющей КМКР «Кавказ.РФ» отказались от комментариев.
По оценке собеседника газеты из среды инвесторов, активы компании могут стоить до двух годовых выручек, но в случае «Нарзана» цена могла быть ниже. Собеседники в отрасли отметили, что к продаже компанию могла подтолкнуть усиливающаяся консолидация кавказских минеральных вод. В начале ноября газета выяснила, что структуры АФК «Система» оказались кредиторами производителя «Архыза» и этот бренд может пополнить портфель «Холдинг Аква».