Партнер GVA Замир Шухов — Forbes: «Мало акселераторов имеют бизнес-модель как у нас»
—UBI Global уже не первый год анализирует и оценивает международные бизнес-акселераторы. На что был сделан акцент в этом году и за счет чего GVA удалось победить?
—В этом году в исследовании Triumph of Innovation была сделана попытка оценить влияние пандемии на мировое бизнес-сообщество. В исследовании участвовали 45 команд, аналитики из UBI Global смотрели, как с начала пандемии изменились наши внутренние процессы, как это повлияло на рост стартапов, есть ли какие-то ноу-хау внутри команды, которые сделали нашу работу продуктивнее и так далее.
У нас действительно было несколько прорывных вещей: мы запустили ряд проектов в области diversity, было несколько экологических вещей. И разумеется, из-за COVID-19 мы полностью перешли на удаленную работу, переместили образовательные модули и демо-дни в Zoom, перестроили методологию акселерации таким образом, что, к примеру, участники могли ни разу не встретиться друг с другом, но результаты показывали хорошие.
—Какие программы запускал GVA во время пандемии?
—У нас за это время было запущено два набора EdTech акселератора, включая два конкурса с МИК (для В2В и В2С стартапов), пятой была программа ForestTech Accelerator для стартапов в области леспрома. В каждой программе у нас участвовало от 10 до 20 стартапов. Был еще отдельный проект, который мы делали совместно с Cartier под названием Cartier Women’s Initiative. Это ежегодный конкурс бизнес-проектов, в рамках которого мы собрали почти 300 женщин-предпринимателей, фаундеров стартапов, и помогали им готовиться к большому международному конкурсу Cartier. Он, кстати, отдельно заинтересовал UBI Global.
—Какие программы оказались особенно востребованы в пандемийный период?
—У нас и до пандемии был EdTech-акселератор с «Иннопрактикой» и ED2. Мы продолжили его делать и в целом образовательные технологии были очень востребованы – EdTech и HR-Tech. Мы сделали два конкурса с Московским инновационным кластером для стартапов в этих сегментах. Там были например, технологии то, как быстро можно передавать знания от более опытных сотрудников отдела продаж к менее опытным. Или как быстро привлекать новый персонал. У компаний в пандемию происходили значимые сдвиги: у кого-то всё сыпалось, а у компаний например в сегменте e-commerce был взрывной рост. Им хватало персонала и с соответствующими технологиями наши компании приходили на конкурс.
—Расскажи про ForestTech-акселератор. Кто был партнером? И какого рода решения требовались?
—Крупнейшим партнером был Приангарский лесопромышленный комплекс, основную часть пилотов мы запускали на их территории. Запросов было очень много, потому что добыча леса — это многоступенчатый процесс и проблем и задач хватает на каждом из переделов: начиная с лесного участка и заканчивая отгрузкой готовой продукции. Какие решения у нас попали в акселератор?
Были решения, связанные с исследованием лесных участков, например, с помощью дронов, которые сканировали участок и могли давать оценку по ряду параметров, начиная от сорта деревьев, заканчивая расчетом кубатуры леса. Были решения, связанные с наблюдением за переработкой и поиском брака, за соблюдением техники безопасности. Были мобильные приложения и различные системы, которые помогали измерять круглый лес. Например, лес погрузили в машину, включается камера и на основе радиусов древесины и длины ствола производит пересчет в кубометры, формируются грузовые документы.
Были очень интересные эксперименты с дополненной реальностью. Был проект очков для ремонтных работ, куда загружались специальные инструкции по ремонту. Представь, водитель едет через лес 200 км без интернета, он может не быть механиком, у него что-то может поломаться и с помощью этих очков ему проще справится с проблемой.
—Ты упоминал проекты в области экологии.
—У нас было желание сделать акселератор, полностью посвященный экологии. Но не получилось, потому что корпоративные партнеры, которые должны были поддержать эту историю, в какой-то момент отказались из-за пандемии. Но были отдельные экологичные технологии в других акселераторах. В том числе в ForestTech был проект по производству пеллетов из отходов производства. Была история, связанная с поиском очагов пожаров. Была еще технология ликвидации разливов нефтепродуктов в воде с помощью специальных гранул. Так или иначе, подобные технологии решают вопросы связанные с уменьшением вреда от производства.
Я надеюсь, у нас в будущем получится запустить полноценный акселератор по экологии, но у нас и во многих прошлых программах были такие решения. Например, еще до пандемии мы с «Северсталью» тестировали решение, которое очищало отработанную воду после производственного цикла.
—В 2019 году вы уже получали премию от UBI Global. В чем тогда был фокус исследования?
—Мы тогда выиграли приз как лучший частный бизнес-акселератор. И нас в рамках премии сравнивали именно с другими частными акселераторами по всему миру. Тогда исследователи оценили нашу бизнес-модель. Я честно признаюсь, очень мало акселераторов в мире вообще имеют такую бизнес-модель, как у нас. Они обычно финансируются либо фондом, либо университетом, при котором работают. Есть финансируемые государством акселераторы, такие как Generation S. Но мы являемся частной компанией, и при этом умудрились построить бизнес-модель таким образом, что наши акселераторы абсолютно самодостаточны и при этом еще и зарабатывают. Это прибыльная, а не дотируемая бизнес-модель. Соответственно, UBI Global очень понравилось то, как мы умеем продавать услуги корпорациям. У нас был большой набор партнеров, начиная от IT-компаний и заканчивая большими телеком-операторами, такими как МТС и еще более сложными компаниями, вроде промышленных «Северстали», «Сибура», «Уралхима», которым мы помогали находить полноценные сложные инновационные решения.
—Какие у GVA стратегические планы?
—Сейчас мы как GVA фокусируемся на работе с более зрелыми технологиями, на стартапы, выходящий на зарубежный рынок. Сейчас у нас идет наш сороковой акселератор, в рамках которого мы выводим российские компании на рынок Индии. Сейчас в акселераторе около 30 компаний, мы делаем его совместно с Московским экспортным центром. Чем примечательно то, что мы получили награду в Дубае. У нас есть замечательные партнеры – это организаторы «Экспо-2020», команда District 2020.
В следующем году после завершения «Экспо» District 2020 превратится в инновационный хаб. И мы планировали запустить специальную программу по привлечению российских технологических стартапов в этот хаб для выхода на рынок Ближнего Востока. В следующем году мы планируем делать road show и привезти District 2020 в Россию, чтобы они рассказали какие возможности открываются для российских стартапов – какие есть льготы, какие программы. Это будет отличная возможность для наших стартапов покорить новый рынок через надежного партнера.