Минпромторг предложил ввести обязательную маркировку пива с 1 сентября 2022 года
Минпромторг озвучил сроки, в которые хочет запустить обязательную маркировку пива. Напитки в спецупаковке, которая не предназначена на продажу для потребителей, предлагается маркировать с сентября 2022 года, а все остальные — с 1 декабря 2022 года. Производители выступали против этой инициативы
Минпромторг предложил ввести обязательную маркировку пива и слабоалкогольных напитков в два этапа: для продукции в специализированной упаковке — с 1 сентября 2022 года, а для остальной — с 1 декабря, следует из проекта постановления правительства, опубликованном на портале нормативных правовых актов.
Специализированной ведомство называет первичную упаковку, которая не предназначена для продажи конечному потребителю, говорится в проекте документа. Согласно проекту, производители и импортеры должны будут наносить маркировку на пиво и слабоалкогольные напитки и передавать данные о напитках в систему мониторинга.
Минпромторг объяснил необходимость маркировки напитков тем, что объем нелегального пивного рынка составляет 5–12% в зависимости от региона, а ежегодные потери бюджета — до 22 млрд рублей. С 1 апреля в России уже идет эксперимент по маркировке пива, который запустило ведомство. Он продлится до осени 2022 года.
В 2020 году председатель совета Ассоциации производителей пива (объединяет пивоваренные компании AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken) Андрей Губка раскритиковал эту инициативу. Он предупредил, что затраты российской пивоваренной отрасли на установку оборудования для маркировки могут составить сотни миллионов долларов и в первую очередь от этого пострадает потребитель. Крупные и средние компании смогут включить расходы на маркировку в себестоимость продукции, а небольшим компаниям остается только уйти в тень или закрыться, объяснял он.
«Балтика» заявляла, что считает эту инициативу излишней в силу того, что в пивоваренной отрасли нет заметных проблем с контрафактом и фальсификатом. «Это актуально скорее для крепкого алкоголя. Для пивоваренного рынка характерна проблема ухода от акцизов, и маркировка ее не решит», — поясняла «Интерфаксу» старший директор компании по работе с органами власти в Восточной Европе Ирина Федорова. Эту точку зрения поддержал и директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
Федорова подчеркивала, что маркировка «драматически отразится на законопослушных производителях», которым придется реализовывать дорогостоящий проект, «снизив свою конкурентоспособность».