CDO — носитель гена здравого смысла
Сегодня цифровой трансформацией занимаются компании всех отраслей экономики России. Вслед за пионерами — потребительским сектором и розницей — волна изменений захлестнула финансовые компании. А сегодня в игру вступили уже и промышленность, и транспортно-логистический сектор. Это подтверждает опыт наших клиентов — в 2018 году мы искали CDO для порядка 20 фармацевтических, финансовых компаний и компаний потребительского сектора, в основном международных. В 2020-2021 годах было еще около 15 подобных запросов на поиск, причем речь уже шла скорее о замене или усилении существующих CDO, в том числе в промышленном секторе.
CDO — кто он? Стратег? Инноватор? Предприниматель? Топ-менеджер, отвечающий за организационное развитие? Главный по технологиям? Может быть, это временная позиция в структуре топ-менеджмента, промежуточный шаг в формировании нового профиля СЕО (руководителя компании)? Нередко мы видим, что, вступая на путь трансформации, СЕО и стейкхолдеры не имеют четкой цели и плана, не знают, что именно должно быть преобразовано и к каким результатам нужно прийти. Будет ли результатом трансформации создание новых каналов коммуникации с клиентами и новых продуктов, или речь пойдет о запуске новых проектов и коллабораций за периметром традиционного корпоративного бизнеса? Ответы на эти вопросы должен дать CDO, который становится носителем гена здравого смысла, помогая отсечь ненужное и сконцентрироваться на главном.
По классификации, предложенной Московской школой управления «Сколково», бизнес может выбрать три стратегических подхода к цифровизации: «полностью цифровой», «цифровая обертка» и «цифровая приправа». В рамках «полностью цифрового» подхода CDO — это ключевой стратег корпорации. В зоне его ответственности — обеспечение конкурентоспособности в борьбе за рынок с natural born digital игроками. В случае «цифровой обертки» CDO оказывается прежде всего топ-менеджером, ответственным за организационное развитие. Его приоритетом становится создание в компании культуры инноваций, развитие человеческого капитала и необходимые для этого структурные перестройки. В стратегии «цифровой приправы» задача CDO — это развитие передовых технологий в различных направлениях. Здесь CDO — «мета-менеджер», сочетающий опыт работы в различных областях.
Как выбрать CDO
Должность CDO в разных компаниях может быть более технологической, связанной больше с миром IT, или более маркетинговой, необходимой для развития экосистем, маркетплейсов и e-commerce. И в том и в другом случае в профессиональных компетенциях CDO наиболее важны стратегичность, системность, открытость новому (open-mindedness) и креативное мышление.
Поскольку речь идет о реализации масштабных преобразований, то идеальный CDO — это идеальный коммуникатор, умеющий налаживать отношения на всех уровнях бизнеса, включая акционеров, способный отстоять свое мнение и заручиться поддержкой как у команды и сотрудников, так и «наверху».
Нередко в задачу нового CDO акционеры и CEО пытаются вложить все нерешенные вопросы разом — и тогда поиск становится бессмысленным: в разное время на роль «волшебников» бизнес уже пытался искать финансовых директоров и директоров по стратегии.
Основных критериев для выбора CDO должно быть три:
1) трансформационный потенциал кандидата — оценка его способности руководить масштабными переменами в цифровом контексте;
2) умение согласовывать свои решения с целями и задачами бизнеса;
3) совпадение в видении бизнеса кандидатом с акционерами и СЕО нанимающей его компании.Последнее особенно важно, если в качестве кандидата рассматриваются предприниматели.
Где искать
Если мы не говорим о найме выпускников соответствующих бизнес-программ, то в первую очередь в компаниях, которые изначально отстраивали свои процессы в цифровой-среде (и это не только e-commerce). CDO могут вырасти и внутри бизнеса — с уровня руководителей бизнес-единиц, которые сильны в стратегии или в маркетинге и коммуникациях.
Компании, преуспевшие в цифровой трансформации, часто становятся «донорами» профессионалов для других, в том числе и для законодателей цифровых стандартов. Взять, например, переход директора по сопровождению цифровых и информационных проектов из X5 Group в Ozon.
О трансформационном потенциале кандидата можно судить по реализованным проектам — посмотреть, как кандидат преодолевал сопротивление изменениям, как принимал решения в быстроменяющейся ситуации.
Еще один способ избежать бесплодных поисков «волшебника» — думать о создании тандема, пары руководителей, взаимно дополняющих друг друга опытом и компетенциями. Это может быть пара CEO и CDO, а может быть пара CDO и CTO (Chief Technology Officer), в которой распределены задачи маркетинга и технологий.
Сколько платить
Рынок в этой области перегрет, и каждый кандидат на роль CDO обычно рассматривает несколько предложений одновременно. Уже сейчас совокупное годовое вознаграждение СDO-стратега может доходить до $1 млн, не считая LTI (программы долгосрочного вознаграждения). При этом стартовый уровень для таких специалистов пока колеблется от 650 000 рублей до 1 млн рублей в месяц (гросс), плюс ежегодный бонус в размере от 30% до 100% годового оклада (всего от $140 000 до $320 000 в год).
Временно или навсегда
В ранних прогнозах эксперты предсказывали закат CDO: по мере того как цифровой контекст станет нормой для всего бизнеса, из этой должности уйдет революционность, а вопросы стратегии вернутся в ведение СЕО. Будущее уже сейчас предлагает новую версию компетенций СЕО — в версии 4.0 такие компетенции, как цифровая восприимчивость, инновационность, ориентация на клиента, драйв уже являются требованиями по умолчанию. Пока же мы видим, что спрос на CDO остается высоким. Бизнес начинает ставить перед ними более четкие задачи и формулировать более четкие KPI, а значит, требования, круг ответственности и вознаграждения CDO станут более предсказуемыми.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора