Российский бизнес направил ЕС свою критику углеродного налога, который планируется ввести в Европе. Предприятия пожаловались на неравные условия конкуренции с европейскими компаниями и игнорирование его экологических инициатив. А UC Rusal прямо предупредил, что экспортеры могут просто уйти на другие рынки
Евросоюз получил замечания и предложения по углеродному налогу от крупного российского бизнеса, рассказал РБК представитель Еврокомиссии по налогообложению и таможенным вопросам. По его словам, Брюссель получил документы от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Газпром нефти», НЛМК и UC Rusal.
Среди минусов планируемого налога в ЕС российские компании назвали его потенциальную несовместимость с нормами Всемирной торговой организации и отказ признавать климатические проекты иностранных компаний. РСПП предупредил, что введение налога угрожает созданием новых барьеров для международной торговли, нарушением цепочек создания стоимости и нарушением свободной конкуренции между товарами европейского и неевропейского происхождения.
«Газпром нефть» призвала исключить из углеродного налога небольшие установки, которые выделяют не больше 25 000 т эквивалента углекислого газа в год или потребляющих не более 35 МВт энергии в год, утверждает РБК. Сейчас такие установки не учитываются в действующей в ЕС системе квот на выбросы. Углеродный налог, в отличие от этой системы, принимает во внимание и косвенные выбросы при производстве финальных продуктов, посетовал РСПП. Поставщики углеродоемких товаров в ЕС должны платить фактическую цену за выбросы с учетом тех же компенсаций и льгот, которые есть у европейских производителей, написал НЛМК.
Если иностранные поставщики не захотят проходить через «все технические и административные формальности», они могут просто переключиться на другие рынки, а это грозит Европе дефицитом и ростом цен, предупредил US Rusal. РСПП указал также, что углеродный налог должен будет платить «уполномоченный декларант», зарегистрированный в ЕС, тогда как выбросы производятся в стране производства. Таким образом, ЕС отказывается от принципа «загрязнитель платит», а это не может рассматриваться как мера по улучшению экологии в странах производства, добавил Союз промышленников и предпринимателей.
ЕС представил проект климатической стратегии, которая предусматривает в том числе налог на импорт определенной продукции, в середине июля. Тогда же крупнейшие металлурги попросили правительство защитить их интересы. Исследователи аналитических центров Sandbag и E3G в сентябре назвали Россию главной пострадавшей от предстоящего углеродного налога. Минэкономразвития России оценило, что углеродный налог ЕС затронет российский экспорт на $7,6 млрд. По оценке Boston Consulting Group, дополнительная нагрузка на российских экспортеров составит от $1,8 млрд до $3,4 млрд.