К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

59% самозанятых продавцов в России торгуют через маркетплейсы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Крупнейшие российские маркетплейсы «AliExpress Россия», Ozon и Wildberries провели совместное исследование и выяснили, какие ограничения и возможности есть у самозанятых в онлайн-торговле. Оказалось, что потенциал самозанятых реализован не более чем на половину

Более 90 000 самозанятых продавцов работают сейчас через маркетплейсы, отмечается в исследовании (есть у Forbes). На Wildberries количество самозанятых превышает 80 000 человек, эта категория важна, так как всего на маркетплейсе более 400 000 продавцов, отметил представитель компании. У «AliExpress Россия» самозанятых более 7000 человек. Ozon начал работать с самозанятыми с конца сентября 2021 года. «За это время оферту Ozon приняли порядка 3300 предпринимателей, у многих уже идут продажи, другие готовятся к первым сделками», — отмечает представитель маркетплейса. 

Самозанятые могут сотрудничать с маркетплейсами по-разному. Во-первых, они могут быть продавцами. 61% опрошенных занимаются исключительно производством товаров. По закону самозанятые не могут перепродавать товары или торговать продукцией, которая требует сертификации. Поэтому самозанятые выбирают ниши, товары в которых не требуют сертификатов или деклараций: товары для дома и сада, товары для автомобилей, товары для красоты и здоровья, игрушки, сувениры и товары для хобби, спорта, офиса, аксессуары и украшения.

Кроме того, самозанятые могут работать как менеджеры по ведению магазина на маркетплейсе. В таком случае самозанятый оказывает услуги другому продавцу по оформлению карточек товара, загрузке ассортимента на платформу и т. п. Таких самозанятых среди опрошенных было 11%. Остальные респонденты совмещают собственное производство и оказание услуг. 

 

Маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых (так ответили 59% опрошенных — правда, исследование проводили как раз маркетплейсы). На втором месте по популярности социальные сети (23%), далее в порядке убывания идут офлайн-продажи (10%) и собственные интернет-магазины (9%).

Налоговый режим самозанятости в 2020 году распространили на всю страну, продлиться он должен минимум до 2028 года. Самозанятым может стать гражданин, который оказывает платные услуги, но при этом не может нанимает собственных сотрудников. По закону самозанятые могут оказывать различные услуги (например, через электронные торговые площадки) и продавать товары собственного производства, если они не относятся к категориям, подлежащим обязательной маркировке. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей. 

 

Причины стать самозанятым

Желание продавать свои товары онлайн и на маркетплейсах — самая популярная причина для регистрации самозанятости (35%) среди тех, кто уже вышел на торговые платформы. Каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости. Среди других причин стать самозанятым — стремление обелить существующий доход, в том числе дополнительный, найти новый источник дохода или поменять вид деятельности.

70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвертый сделал это уже в период пандемии (от года до двух лет назад). Меньшинство стало самозанятыми после ИП, остальные работали иначе: 64% — по найму, 21% официально не работали.

Как показал сентябрьский опрос hh.ru и YouDo, большинство (74%)  самозанятых выбрали такой режим из-за возможности самостоятельно выстраивать рабочий график. Для 62% важна возможность выбирать, с кем сотрудничать, а для 56% — возможность больше зарабатывать, чем при работе на кого-то. 54% исполнителей ценят фриланс за то, что не нужно ни перед кем отчитываться, 51% — что можно заниматься любимым делом, а 44% — что не нужно посещать офис и можно работать откуда угодно.

 

Главной трудностью фриланса, по данным  hh.ru, половина респондентов считает отсутствие стабильного и регулярного заработка.

Чего не хватает самозанятым

Большинству опрошенных самозанятых (63%) не хватает разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% — производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке (одежда, обувь, духи, косметика). Сейчас такой возможности у них нет.

 50% опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приемом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Также самозанятые сетуют на то, что не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать.

Большинство (71%) самозанятых хотели бы увеличить лимит  по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 000 рублей. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%) или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей (14%), 3,5 млн рублей (21%) или 6 млн рублей(23%).

Исследование проводилось в октябре 2021 года методом онлайн-опроса самозанятых продавцов российских маркетплейсов. Анкета разработана при участии экспертов «Бизнес-платформы ОНФ». Выборка — более 1200 самозанятых. По данным ФНС на ноябрь 2021 года статус самозанятых в России имеют больше 3,5 млн человек.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+