Приставы оценили число коллекторов с высоким риском вреда для должников
Приставы присвоили высокую категорию риска 7% коллекторских компаний, которые работают в России. Коллекторов стали делить на группы в зависимости от нарушений при взыскании, но должникам это не поможет, считают эксперты
В России работает 30 коллекторских агентств высокой категории риска, пишет РБК со ссылкой на Федеральную службу судебных приставов (ФССП). По данным службы, это 7,2% от общего количества компаний, которые состоят в реестре профессиональных взыскателей. По данным на 3 ноября, в реестр было включено 414 юрлиц.
С июля ФССП изменила критерии оценки качества работы коллекторов. Теперь такие организации распределяют по четырем сегментам — высокий, значительный, средний или низкий риск — в зависимости от степени потенциального вреда для должников. В категорию значительного риска входят девять юрлиц, а риск среднего уровня представляют пять компаний. В целом у ФССП есть претензии к 10,6% коллекторским организациям.
Коллекторская компания может попасть в ту или иную категорию риска в зависимости от вида и числа нарушений, которые она допускает при взыскании задолженности. Учитываются те случаи, по которым либо вынесены судебные решения, либо назначены административные штрафы. За девять месяцев 2021 года ФССП составила 648 протоколов об административных правонарушениях, в эту статистику не входят судебные решения.
В категорию высокого риска вносят коллекторов, которые хотя бы один раз за календарный год грубо нарушили основной закон в сфере взыскания (230-ФЗ): применили силу, угрозы, уничтожили или повредили имущество для возврата долга, а также работали с должниками после того, как тех признали банкротами. Сюда же входят компании, которые больше двух раз за год попались на общении с должниками и третьими лицами без их согласия или на введении клиентов в заблуждение. В группу значительного риска компания может попасть, если за отчетный год неоднократно нарушит правила, которые регулируют частоту визитов и звонков должникам. Если коллекторская контора допустила такое нарушение один раз, ее включат в категорию среднего риска. Категории риска, присвоенные коллекторам, влияют на частоту плановых проверок, уточняет РБК.
Подход не отражает, насколько действительно высока концентрация рисков нарушения закона в работе коллекторов, так как не учитывает масштабы бизнеса, считает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. Он пояснил РБК, что «нарушений не должно быть вообще, но одно дело, когда организация работает с миллионом лиц и допускает два нарушения за год, и другое — когда в «портфеле» всего тысяча клиентов и те же два нарушения».
Глава ассоциации допустил, что большинство крупных компаний в 2022 году могут столкнуться с внеочередными проверками приставов, но это не сократит риски «громких и резонансных нарушений» со стороны компаний, которые не попадают под надзор ФССП. По его словам, доля высокорисковых компаний, которую назвали приставы, «не отражает ничего, кроме того, сколько раз ФССП по итогам проверок, образно говоря, «выписала штрафов».
По оценкам НАПКА, в первом полугодии почти половина жалоб на процедуры взыскания касалась не коллекторов, а банков (4,6%) и микрофинансовых организаций (МФО, 43,2%), которые не попадают под действие главного закона о взыскании. Еще примерно в четверти случаев потребители жаловались на компании, не состоящие в реестре судебных приставов, — те, которые занимаются взысканием долгов нелегально.
В начале ноября Минюст опубликовал проект поправок в положение о контроле за коллекторскими компаниями, где говорится, что приставы должны будут снижать процент «проблемных» взыскателей на рынке на 1 процентный пункт каждый год.