Rambler отказалась от мирового соглашения по поводу «Яндекс.Афиши»
Rambler отказалась от мирового соглашении с «Яндексом». Предмет спора — использование слова «афиша» в товарном знаке «Яндекс.Афиша», он ведется с 2019 года. Эксперты опасаются проблем из-за запрета использования общеупотребительных слов в товарных знаках
Компания «Афиша» (входит в Rambler & Co «Сбера» и управляет интернет-сервисом «Афиша») заявила о завершении процедуры медиации, «Яндекс», напротив, настаивал на ее продолжении, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на определение суда по интеллектуальным правам (СИП).
Близкие к сторонам источники объяснили, что это означает отказ от мирового соглашения со стороны Rambler & Co.
«Яндекс» в 2019 году подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Яндекс.Афиша», после чего Rambler & Co пожаловалась в палату по патентным спорам Роспатента на использование слова «афиша» в товарных знаках «МТС Афиша» и «Яндекс.Афиша». Все три компании — крупные билетные операторы: «Афиша» интегрирована с сервисом «Рамблер/Касса», а МТС развивает билетную платформу после покупки крупных билетных агрегаторов Ticketland.ru и «Пономиналу».
Палата удовлетворила жалобу Rambler & Co, указав на сходство до степени смешения знаков «Афиши» и конкурентов. «Яндекс» и МТС стали судиться по этому поводу, но СИП поддержал решение Роспатента. В 2021 году МТС переименовала сервис в «МТС Live», причины этого в компании не комментируют. Заявление «Яндекса» о признании недействительным решения Роспатента об аннулировании знака «Яндекс.Афиша» рассматривается в президиуме СИП. Медиатором выступала Торгово-промышленная палата, там не стали комментировать спор. Следующее заседание СИП назначено на 13 декабря.
Весной стороны начали обсуждать мировое соглашение. По его условиям, рассказал близкий к сервису источник, «Яндекс» предложил конкуренту продавать билеты одновременно на двух площадках. Тем самым Rambler могла расширить увеличить количество реализуемых билетов. Собеседник газеты на рынке онлайн-билетов предположил, что причиной отказа от мировой стало то, что «Яндекс» не обладает лидирующим объемом билетного инвентаря.
Совместное использование обозначения «Афиша» может привести к существенному размытию товарного знака, отметила юрист компании Patentus Дарья Гжимек. Это основной бренд компании, добавила она, и такое использование его связано с большими рисками для всего бизнеса «Афиши». Заместитель председателя комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Анатолий Семенов считает, что роялти, которые потребовала Rambler & Co за использование слова «афиша», «оказались дороговаты».
По словам Семенова, далеко не каждое вхождение товарного знака в другой знак должно попадать под запрет, особенно когда речь идет об общеупотребимых словах, таких как «афиша»». Он напомнил, что аналогичные претензии возникли относительно слова «сюрприз» у компании Ferrero. Она зарегистрировала в России не только знак «Киндер сюрприз», но и слово «сюрприз», а товары с этим словом много кто производит, добавил собеседник.