Coca-Cola потребовала отозвать регистрацию товарных знаков Fantola
Coca-Cola, владеющая брендом Fanta, потребовала отозвать регистрацию в России товарных знаков Fantola. Они принадлежат производителю «Напитков из Черноголовки», основанному экс-мэром подмосковной Электростали. Если патентный спор закончится победой Coca-Cola, российская компания лишится возможности выпускать свой напиток
Coca-Cola (производитель Fanta) обратилась в коллегию палаты по патентным спорам Роспатента с требованием отозвать регистрацию шести товарных знаков Fantola. Их в 2019-2020 годах зарегистрировала основанная бывшим мэром подмосковного города Электросталь Владимиром Пекаревым компания «Аквалайф». О патентном споре пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы коллегии.
Из них следует, что коллегия рассмотрит вопрос о правомерном использовании товарных знаков Fantola 18 ноября. ГК «Аквалайф» выпускает сладкие газированные напитки, шоколад, чипсы и попкорн, в том числе под брендом «Напитки из Черноголовки». В Coca-Cola газете сообщили, что основанием для обращения стало предполагаемое сходство до степени смешения оспариваемых товарных знаков с широко известным в России брендом Fanta. Последний охраняется с 1966 года, уточнил представитель компании. В ГК «Аквалайф» не предоставили комментарии.
По данным Global Data, объем рынка безалкогольных напитков в России оценивается в 6,2 млрд литров. По подсчетам Euromonitor International, за девять месяцев 2021 года продажи в натуральном выражении выросли на 12,4%, в денежном — на 20,6%. Аналитики Euromonitor оценили долю «Напитков из Черноголовки» на российском рынке в 4,6%, а Fanta — в 3,3%. На первом месте — сама Coca-Cola с долей в 19,2%. Данными о Fantola компания не располагает.
Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble) Алексей Поповичев отметил, что бренды Coca-Cola — главные активы компании, поэтому она пытается защищать их «от мимикрирующихся под аналоги продуктов». Владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман добавил, что транснациональные производители четко отслеживают появление на рынке товарных знаков, которы, по их мнению, «паразитируют» на их марках. По словам Поповичева, в странах Евросоюза зачастую крупные ретейлеры производят товары под собственными торговыми марками, используя мимикрию под известные бренды.
Кауфман считает, что в случае с Fantola судебное разбирательство может быть затяжным: это наименование уже зарегистрировано в России и под брендом производится продукция. Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин оценил как высокие шансы Coca-Cola добиться снятия правовой охраны с Fantola. По его мнению, претензии компании относятся не к графическим элементам и таре, которые отличаются от используемых для продажи Fanta, а к текстовой составляющей. Юрист пояснил, что Fantola — новообразованное обозначение, появившееся в результате комбинирования уже существующих слов, а товарный знак Fanta определенно имеет приоритет по дате подачи заявления о регистрации.
Если Coca-Cola выиграет спор, «Аквалайф» лишится возможности выпускать свой напиток, добавил адвокат Pen & Paper Роман Пархоменко. По его словам, в случае игнорирования решения в пользу Coca-Cola транснациональная компания сможет потребовать компенсацию в двукратном размере от объемов продаж. «Аквалайф» может отказаться от спорных торговых знаков в пользу Coca-Cola в обмен на производство продукции по сублицензионному договору — такой исход стандартен для большинства патентных споров, дополнил Пархоменко Кауфман. По мнению Федюкина, «Аквалайф» может сохранить бренды в случае признания в России элемента Fanta общеупотребимым и используемым для обозначения целой группы товаров. Такая ситуация произошла с элементом Cola, с которым в России зарегистрировано большое количество марок.