Объем рынка кикшеринга — аренды самокатов — вырастет в 2021 году до 12 млрд рублей, а к 2024 году может достичь 30-40 млрд рублей. Парк самокатов за это время увеличится в три-четыре раза. Самокаты уже стали самой востребованной услугой на рынке микромобильности
Объем рынка кикшеринга (рынок проката самокатов) в 2021 году составит около 12 млрд рублей, к 2024 году он может достичь 30-40 млрд рублей. Парк самокатов за это время вырастет со 100 000 — 120 000 единиц до 300 000 — 400 000, об этом говорится в исследовании, которое провело издание «Трушеринг» (имеется в распоряжении Forbes).
По оценке исследователей, рынок шеринга самокатов в 2021 года сделал «значительный шаг вперед». Кикшеринговые компании показали рост числа пользователей и поездок, увеличение парка техники и регионов присутствия. По данным отчета, в России сейчас работают 50 таких компаний, их сервисы представлены в 90 городах. Во всех парках сервисов суммарно — от 100 000 до 120 000 самокатов.
Рост рынка кикшеринга в сравнении с прошлым сезоном издание оценило в 200-230%. Компании увеличили парк на 70 000-80 000 самокатов, а их сервисы открылись в 30 новых городах. Драйверами роста рынка исследователи назвали инвестиции, привлеченные крупными игроками, низкий порог входа для пользователей, отсутствие конкурентов в решением вопросов микромобильности и ограничений в городах с наибольшим ростом. Они отметили рост массового интереса к самокатам не только как сервиса краткой аренды, но и в личном пользовании — их продажи выросли в три раза.
По данным издания, сейчас сервисами кикшеринга пользуются 10-15 млн человек, они совершают примерно 50 млн поездок в год. По оценке исследователей, к 2024 году пользовательская база вырастет до 40-50 млн человек, а число поездок до 230 млн в год. Объем рынка достигнет через три года 30-40 млрд рублей.
В исследовании отмечается, что катализатором изменений может стать запуск самокатов «Яндекса». Этот сервис запустился в середине 2021 года. В ближайшие годы «Яндекс» будет активно догонять лидеров кикшеринга Urent и Whoosh, которые сейчас делят между собой около 80% рынка. Они в свою очередь, не опасаются нового игрока, поскольку в отличие от каршеринга на рынке кикшеринга сейчас нет сервисных центров и достаточного количества специалистов, которые могут обслуживать парк в несколько десятков тысяч единиц техники во всех крупных городах. Единственные обладатели такой инфраструктуры — это Urent и Whoosh, а создание инфраструктуры занимает несколько лет.
Авторы исследования отмечают, что в сезон 2022 года власти Москвы введут ограничение в 10 000 самокатов на одного участника рынка. Эта мера направлена на соблюдение паритета и предсказуемую маржинальность, указывают они. Примеру Москвы могут последовать другие города, говорится в исследовании. Исследователи считают, что с высокой вероятностью вслед за «Яндексом» на рынок кикшеринга могут выйти еще нескольких крупных технологических компаний.
По данным кикшеринговых компаний, 70-85% поездок в 2021 году совершались пользователями в транспортных целях и только 15-30% – в развлекательных. Для сравнения, в 2020 году транспортных поездок было около 60% (и на 70% меньше, чем в 2021-м). Кикшеринг вышел в лидеры микромобильности в России. В Москве, по данным Департамента транспорта, в 2021 году количество поездок на самокатах превысило количество поездок на велосипедах на 20%. В 2022 году кикшеринг, как считают участники индустрии, займет 80% рынка российской микромобильности.