«И так еле концы с концами сводим»: как бизнес встретил новый локдаун в Москве
С четверга, 28 октября, в Москве начинают действовать новые ограничения из-за пандемии. В городе запретят посещать рестораны, торговые центры, кинотеатры и салоны красоты даже тем, у кого есть QR-коды. После 7 ноября и до улучшения эпидемиологической ситуации москвичи смогут посещать массовые мероприятия с одновременным присутствием более 500 человек только с использованием QR-кодов. Театры и музеи также продолжат работать по QR-кодам, а максимальную заполняемость повысят до 70%. Для пожилых москвичей в возрасте старше 60 лет и людей с хроническими заболеваниями будет приостановлен бесплатный проезд в общественном транспорте. Рестораны смогут вернуться к обычному режиму работы с 8 ноября без обязательного использования QR-кодов, заявили в мэрии.
Forbes спросил у рестораторов, владельцев кинотеатров, фитнес- и торговых центров, как новый виток ограничений скажется на их бизнесе и каких мер поддержки они ждут от государства.
«Профукали полностью рекламную кампанию по вакцинации»
Дмитрий Нартов, гендиректор сети «Киномакс»:
«Введение QR-кодов на территории тех или иных муниципальных образований уже привело к падению посещаемости на 70-80%. Полное закрытие выгодно только тем малым предприятиям, которые могут получить какую-то минимальную поддержку. Наша компания не относится ни к малым, ни к средним. Мы — большие, никакой поддержки у нас, скорее всего, не будет. И это ужасно, потому что только-только бизнес начал налаживаться.
Градоначальники в регионах почему-то считают, что если они закрыли кинотеатры, театры и спортивные залы, они выполнили свою миссию. Ни фига подобного. Говоря по-русски, профукали. С такими ресурсами профукали полностью рекламную кампанию по вакцинации и теперь пытаются вылезать за счет среднего бизнеса. Это бесит, раздражает, но мы привыкли жить в такой ситуации.
Белоусов на встрече с президентом предоставил неверные данные, искаженные. Он сказал, что введение QR-кодов привело к падению посещаемости на 20-25%. Это абсолютная ложь. Введение QR-кодов привело практически к полному прекращению коммерческой деятельности предприятий. Люди просто боятся. Мы сами знаем, какое количество вакцинированных в стране — 25-30%. Как можно получить падение в 20% при таких условиях — непонятно. Если это происходит — значит, те, кто им докладывал, открыто признают, что они просто не выполняют требования местных властей.
Каждый раз [при введении ограничений] мы сталкиваемся с колоссальной проблемой. Мне нужно убеждать арендодателей, что мы не можем изменить ситуацию, и каждый раз я прошу изменений условия аренды на этот период. И благо многие соглашаются, практически все идут нам навстречу. Но каждый раз это довольно сложная работа, потому что все закредитованы.
Кинобизнес не настолько рентабельный, насколько это может показаться. Все знают, что мы 50% [выручки] отдаем прокатчикам. У некоторых из них довольно жесткие условия по рассрочкам платежей. Закрытие на неделю приводит к тому, что мы получаем громадную дыру в денежном потоке и потом восстанавливаемся не менее двух-трех месяцев. У нас есть подозрения, что некоторые муниципальные власти продлят закрытие локдауна до декабря, не меньше. Это значит, что мы откатимся по выручке на полгода назад и разругаемся со всеми партнерами.
Отправка людей на каникулы за счет работодателя — это тоже удар под дых. Государственные структуры могут отправить сотрудников за счет работодателя спокойно. А как быть коммерческой структуре? Один МРОТ тут никак не поможет. Если вы объявляете праздники, то компенсируйте зарплату либо полностью, либо большую часть. Один МРОТ — это подачка, кость бросили.
Какой-то отдельный кинотеатр, который стоит где-то в глубинке и у него полтора сотрудника с зарплатой в половину МРОТ, наверное, перетерпит. Крупные компании с высоким уровнем закредитованности окажутся в банкротном состоянии».
«Будем инициировать диалог с мэрией»
Анастасия Татулова, владелица сети семейных кафе «Андерсон»:
«Многие отрасли уже неоднократно за эти полтора года пандемии были принесены в жертву. Бизнес закрывали, вводили коды, заставляли прививать сотрудников под угрозой закрытия, государство перевалило на бизнес свои функции во многих вопросах. И сейчас мы видим признание, что это все равно не помогло. Результат печален: компания по вакцинации сорвана, мы пришли к тому же, где были полтора года назад, — к локдауну. Только еще более истощенные и порядком уставшие от такой работы.
На мой взгляд, положения о МРОТ вызывают большие вопросы. Нужно компенсировать реальные зарплаты. Полные. И включая все налоги, которые платит работодатель с этих зарплат, — и НДФЛ, и соцстрахование, и пенсионный фонд. Все 43% налогов. Всем закрытым предприятиям за весь период простоя. Либо на весь период закрытия освободить зарплаты от налогов.
И очень важно внести соответствующие изменения в закон и дать возможность тем, кто хочет расторгнуть договоры аренды и на городское, и на федеральное, и на частное имущество, сделать это без неустоек — простым уведомлением в связи с введением локдауна.
Хотелось бы следующего: самым пострадавшим отраслям и регионам, предприятиям, платившим налоги, выдать долгосрочный беспроцентный кредит в сумме налогов, уплаченных за 2020 или 2019 год. Это предложение мы выдвигали много раз еще во время первой волны. Оно было принято только в части самозанятых.
Кроме того, очень важно бросить все силы на вакцинацию, допустить в страну все возможные вакцины, чтобы человек мог выбрать. Чтобы те, кто не доверяет «Спутнику», могли привиться тем, чему они доверяют. Это уже вопрос не престижа или денег, а вопрос национальной безопасности. Очевидно, что вакцинация провалена, и, если мы не хотим жить так еще 10 лет, нам нужно принимать кардинальные решения, а не те, что привели нас к сегодняшнему результату.
После выхода постановления мы с коллегами из отраслевых ассоциаций и общественных объединений будем инициировать диалог с мэрией по компенсации отраслям убытков от этих решений».
«Очень надеемся на меры поддержки»
Сергей Миронов, омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса и основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба»:
«Москву накрыло волной коронавируса, и это факт. Нужно как-то разорвать эту цепочку. Так что комплекс мер, предложенный правительством, мы понимаем. Открытым остается вопрос о компенсации потерь бизнесу. Правительством предусмотрены выплаты предприятиям общепита за выходные дни с 30 октября по 7 ноября, а это 5 рабочих дней, за которые полагается по одному МРОТ на сотрудника, что уже неплохо. Но что будет в целом с бизнесом, как свести на нет потери? Мы очень надеемся на меры поддержки, которые предложит столичная мэрия. Наверно, это оптимальный вариант решения проблемы».
«Многие из нас могут просто не выжить»
Алексей Васильчук, сооснователь ресторанной группы Restart Vasilchuk Brothers:
«Как говорится: здрасьте, приехали! Печально то, что многие из нас могут просто не выжить. Проблема может быть даже хуже, чем в первую волну, и так еле концы с концами сводим. Слава богу, что не день в день, есть время подготовиться. Будем ждать мер поддержки от города, что еще остается. Главное, чтобы эта неделя не продлилась дольше».
«Бизнесу нужна не оплата МРОТ, а компенсация всей зарплаты и налогов»
Нина Литвинова, совладелица сети маникюрных салонов «Пальчики»:
«У нас и так поток гостей очень нестабильный — любое закрытие, как и введение QR-кодов, только ухудшит наше положение. От убытков 2020 года мы уже оправились, но ноябрь — сложный месяц всегда. Закрытие на неделю будет значить для нас минусовой результат. Конечно, все эти меры понятны, но для бизнеса это очередной удар.
Я вхожу в совет предпринимателей при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Мы обсуждаем в том числе с московским правительством и сам процесс [при объявлении локдауна], и меры поддержки. В таких ограничениях бизнесу нужна не оплата МРОТ, а компенсация всей зарплаты и налогов».
«Мы не восстановились после первой волны и закредитованы»
Алексей Ковалев, владелец сети Alex Fitness:
«Как нам искать выход, мы пока не понимаем. В первую волну основные меры поддержки касались лишь предприятий малого и среднего бизнеса. Нам бы хотелось, чтобы и нас это касалось. Отношения с арендодателями гиперсложные: и они, и мы не восстановились после первой волны и закредитованы. Главное для отрасли — это меры поддержки: льготные программы кредитования, мораторий на банкротства, отсрочки по налогам и сборам. А для нашей компании — льготное кредитование на примере первой волны, субсидии на зарплаты, отсрочки по банковским и налоговым обязательствам за прошлые периоды 2019-2020 годов».
«Рестораны теряют до 90% выручки»
Станислав Колосков, директор по маркетингу сети «Тануки»:
«Из-за нового локдауна мы потеряем практически весь трафик, останется только самовывоз. Чтобы увеличить долю самовывоза и доставки, придется вводить стимулирующие бонусы: подарки гостям, которые заказывают с собой, скидки, экспресс-меню с заказом за 15-20 минут. Мы пока не оценивали, как это повлияет на наш бизнес. Но опыт показывает, что рестораны теряют до 90% выручки».
«Со вчерашнего дня посещаемость падает»
Анна Павличенко, соучредитель бистро и бара «Ладо»:
«Мы теряем команду. Из-за постоянных локдаунов люди уходят из ресторанного бизнеса, считая эту сферу очень нестабильной. Уже со вчерашнего дня посещаемость падает — многие отменяют визиты из-за распространяющейся угрозы [коронавируса]. Думаем, что за неделю локдауна наша выручка упадет на 70-80%.
Мы за QR коды, COVID-free-зоны вместо полного локдауна. Не понимаем, почему нельзя было ввести такие меры».
«Мы получим примерно 2 млн рублей убытка»
Наталья Стижакова, соучредитель ресторана «Дом культур»:
«Есть риски потерять персонал. Компания вынуждена крутиться, чтобы сохранить команду. В прошлый локдаун мы никого не увольняли — отправляли в оплачиваемые отпуска. И конечно, несли убытки. Это не говоря о том, что ресторан лишается значительной части выручки, если не всей.
Мы получим примерно 2 млн рублей убытка из-за новых ограничений. Вместо такого жесткого и бескомпромиссного локдауна можно было рассмотреть работу с соблюдением ковидных норм для вакцинированных гостей и переболевших, а также для гостей с отрицательным ПЦР».
«Экстренно прорабатываем возможные сценарии развития событий»
Ирина Троска, директор по операционной деятельности X-Fit в России:
«Все шло к подобному решению властей, но мы надеялись, что до локдауна не дойдет, так как предприняты все возможные меры для остановки пандемии. Это очень сильный удар не только по бизнесу, но и по тренерскому составу и клиентам. Мы только начали восстанавливаться после прошлого года, и вновь нас закрывают. Сейчас экстренно прорабатываем возможные сценарии развития событий. Безусловно, опыт закрытия клубов в 2020 году бесценен, и мы будем использовать его — актуализируем и внедрим в работу антикризисный план».
Булат Шакиров, президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана:
«Указ вышел. Меры жесткие. Ждем разъяснений от мэрии в течение дня».
«Для нас это катастрофа»
Максим Ползиков, управляющий партнер и генеральный директор Ginza Project Moscow:
«Сложно недооценивать эпидемиологическую обстановку: растущие показатели заболеваемости объясняют необходимость принимать меры. Мы понимали, что грядет решение о вводе QR-кодов или закрытии, но в любом случае подготовиться к такому невозможно.
Для нас это катастрофа: во время нового локдауна рестораны, оставившие доставку, недополучат порядка 90% выручки, а некоторые вынуждены будут закрыться полностью. Сверх этого — списания продуктов, зарплаты сотрудников и арендные платежи, которые никто пока не отменял. Чтобы оправиться после 10 дней локдауна, потребуется в лучшем случае несколько месяцев. Если же этот период продлится дольше или мы выйдем из него с новыми серьезными ограничениями, последствия будут гораздо критичнее.
Сегмент, в котором работают наши рестораны, доставка не спасет никак. Несмотря на значительные цифры роста объема заказов на доставку (больше, чем в два раза год к году), это по-прежнему незначительная, не больше 10%, доля в структуре выручки наших проектов. Не стоит забывать, что, несмотря на работу собственной доставки, большая часть заказов приходит из агрегаторов, комиссионная модель которых практически обнуляет возможность ресторанам хоть что-то заработать.
Чтобы не усугублять и без того сложную ситуацию, необходимо введение комплексных мер поддержки: субсидирование заработной платы сотрудникам, снижение налоговой нагрузки, обеспечение средствами индивидуальной защиты. Судя по консультациям, которые сейчас проходят, власти понимают, что должны нести ответственность за свои решения. Вопрос в масштабе этой поддержки. В противном случае последствия подобных ограничений могут привести к еще более негативным последствиям для экономики, как это было в прошлом году. Тогда десятки заведений были вынуждены закрыться, оставив сотрудников, арендодателей и поставщиков без заработка, а бюджет — без налоговых поступлений. Отсутствие финансовой поддержки и новые ограничения приведут к такому же эффекту».