К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доступность жилья для россиян снизилась впервые за 12 лет


Доступность жилья в России снизилась впервые с кризисного 2008 года. Сейчас семья из трех человек может накопить на квартиру площадью 54 кв. м, направляя на это все доходы за 3,3 года

Доступность приобретения жилья сократилась впервые за последние 12 лет, следует из аналитической записки фонда «Институт экономики город» (ИЭГ), с которой ознакомился «Коммерсантъ».

В 2020 году коэффициент доступности жилья (срок, за который семья из трех человек может накопить на квартиру площадью 54 кв. м, откладывая все доходы) вырос до 3,3 года — это на 5,7% больше, чем по итогам допандемийного 2019 года (3,2 года). В 2008 году коэффициент доступности жилья составлял 5,3 года и с тех пор неизменно снижался. Наименее доступным жилье было в 1998 году (первый год, когда ИЭГ начал вести исследования), тогда копить на покупку квартиры пришлось бы 7,4 года. 

В 2020 году самым недоступным жилье было в Москве, где коэффициент составил 4,5 года (только 41,2% жителей столицы могут позволить себе купить квартиру). В Санкт-Петербурге коэффициент равен 4 годам (49,2%). Такой же показатель в Амурской области — 4 года (54,9%).

 

Быстрее всего накопить на квартиру можно в Брянской, Псковской и Архангельской областях — за 2,2–2,3 года.

По словам исполнительного директора фонда ИЭГ Татьяна Полиди, в 2009–2019 годах доступность жилья росла благодаря снижению ставок по ипотеке и массовой жилой застройке. В 2020 году льготная ипотека под 6% подогрела спрос и привела к росту цен из-за низкого объема предложения квартир на рынке, отметила она.

 

По данным ИЭГ, в 2020 году  более всего новостройки подорожали в Северной Осетии (на 30%), Амурской области (25%), на Алтае (на 20%). В 2019 году в целом по России жилье на первичном рынке выросло в цене на 9%, на вторичном — на 5%.

 В ИЭГ прогнозируют снижение доступности жилья и в 2021–2022 годах. Полиди связывает это с отсутствием в экономике долгосрочного тренда на устойчивый рост доходов населения и постепенным увеличением требований к застройщикам со стороны государства и покупателей. Кроме того, практически не осталось возможности повышать доступность ипотеки за счет снижения ставки. По словам Полиди, «растет число заемщиков, у которых после расчетов с банком даже по льготным ставкам остается сумма, эквивалентная только двум прожиточным минимумам, что увеличивает риск неплатежей».

Гендиректор «Гео Девелопмента» Максим Лещев считает, что жилье в Москве не может стоить дешево и сокращение его доступности — «нормальный рыночный процесс», так как «участков под застройку очень мало». С этим не согласен глава Рейтингового агентства стройкомплекса Федор Выломов. Он напомнил, что сейчас в стадии строительства находится около 100 млн кв. м жилья, а объем полученных разрешений на строительство достигает 240 млн кв. м. «Отчасти девелоперы понимают, что вывод новых проектов может привести к снижению цен, а это им не на руку», — подчеркнул он. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+