Velle может запустить сеть кофеен с растительным молоком собственного производства
Производитель продуктов Velle может запустить сеть кофеен, где все напитки будут подаваться с его растительным молоком. Пилотную кофейню планируется открыть в Москве в начале 2022 года, а в случае ее успеха расширить проект до 10 заведений
Компания по производству растительных продуктов питания Velle начала поиск помещений под кофейни. Об этом «Ведомостям» рассказал консультант, работавший с ней. Основатель фонда Onyx Артур Сираканян, которому принадлежит Velle, сообщил, что первая кофейня, где все напитки будут подавать с растительным молоком собственного производства, будет запущена в первом квартале следующего года.
По словам собеседника газеты, если пилотный проект кофейни с «уникальной для России концепцией» окажется успешным, то количество заведений будет увеличено до 10. Вложения в пилотную точку и разработку концепции Сираканян оценил в 8–10 млн рублей. Таким образом весь проект может обойтись компании в сумму до 100 млн рублей. Velle рассматривает для открытия первой кофейни ключевые торговые центры, в том числе — «Авиапарк», «Метрополис», «Афимолл» и другие. В них на запросы газеты не ответили.
Velle основал создатель брендов порошковых напитков Invite и каш «Быстров» Сергей Выходцев в 2004 году. Компания занимается производством продуктов питания на растительной основе (овсяные и кокосовые йогурты, десерты, молоко и др.). Свою долю на рынке растительных йогуртов она оценивает примерно в 70%. Выручка ООО «Велле» в 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 284 млн рублей, чистый убыток — 77 млн рублей.
В прошлом году Velle приобрел фонд Onyx, акционером и основателем которого является Сираканян. Он также владеет компанией K Capital, которая до 2020 года управляла несколькими проектами бизнесмена Александра Колобова, в том числе сетями «Шоколадница» и Burger King. С новым собственником Velle расширила линейку продуктов — так, в ней появилось растительное молоко. Общие инвестиции в компанию, включая затраты на ее приобретение, фонд оценивает в $20 млн.
Собственные кофейни, отметил Сираканян, будут способствовать популяризации бренда. У посетителей сейчас большим спросом пользуется кофе на растительном молоке, доля его продаж в некоторых кофейнях достигает 70%. На рынке также востребованы ресторанные концепции с глубокой специализацией. В меню своих кофеен Velle планирует включить напитки на растительном молоке и собственную продукцию.
Продажи альтернативных молочных продуктов, растительного мяса, морепродуктов и яиц в мире к 2035 году составят $290 млрд, отмечали в марте в совместном исследовании Boston Consulting Group и Blue Horizon Corporation. В натуральном выражении они увеличатся более чем в 7 раз — до 97 млн тонн. Рынок растительных продуктов в России в целом растет примерно на 30% ежегодно (до 6 млрд рублей в 2020 году), сказал Сираканян. Интерес потребителей к этой категории, по его словам, связан с трендом на здоровый образ жизни и правильное питание.
Рост продаж заменителей молока и молочных продуктов подтверждает компания NielsenIQ: с июня 2020 года по май 2021 года в натуральном выражении они увеличились на 22%, в денежном — на 25% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В последние несколько лет такие продукты начали выпускать несколько крупных производителей продуктов и напитков, например «Сады Придонья» (бренд Nemoloko), «Эфко» (Hi) и другие.
По словам основателя One Group (сеть One Price Coffee) Сергея Румянцева, крупных сетей, которые предлагали бы к кофе только растительное молоко, на сегодняшний день нет. Им сложно быть экономически эффективными, считает он. Пока лишь 20–25% посетителей заменяют молоко для кофе растительными альтернативами.
Более правильной стратегией было бы открывать кафе, в котором есть как традиционное меню, так и меню для тех, кто не употребляет животных продуктов, полагает Румянцев. Он также обращает внимание на то, что растительное молоко дороже коровьего в 2,5–3 раза и стоит от 120 до 200 рублей за литр. Следовательно, себестоимость напитков у таких заведений будет выше.
Основатель сети «Мясо & Рыба» Сергей Миронов отметил, что фокус только на растительное молоко ограничивает потребителя в выборе. Обычно предлагается как обычное молоко, так и альтернативное, сказал он. Зато собственные заведения могут быть хорошим маркетинговым инструментом и помогать в популяризации бренда, отметил Румянцев. Но для этого сеть должна быть больше — на 60–70 заведений в Москве и Санкт-Петербурге.