Пандемия сформировала рынок, которого раньше не существовало, — рынок тестов на COVID-19. Его объем эксперты оценивают в $1,7 млрд. Некоторые компании оказались лучше готовы к взрывному спросу и сумели заработать. Forbes рассказывает истории двух из них — «Эвотэк-Мирай Геномикс» и «Вектор-Бест».
Японский эксперимент
В феврале 2020 года круизный лайнер Diamond Princess вернулся в порт японского города Йокогама после непродолжительного путешествия. У одного пассажира из Китая подтвердился коронавирус, и 3700 туристов более чем из десяти стран оказались изолированы на борту судна на несколько недель.
Это была одна из самых громких ковидных историй, у которой, впрочем, был позитивный эффект. «Нам удалось проверить на реальных коронавирусных больных новую молекулярно-генетическую технологию японских коллег SmartAmp для диагностики инфекционных заболеваний в принципиально новом формате — быстро, точно, здесь и сейчас», — рассказывает Forbes гендиректор «Эвотэк-Мирай Геномикс» Ленар Валеев.
Предприятие под названием EMG («Эвотэк-Мирай Геномикс») было основано в марте 2020 года в результате объединения казанской компании Валеева по производству медицинских симуляторов «Эйдос» с японскими партнерами. Валеев окончил физический факультет Казанского государственного университета по специальности «Теория относительности и гравитация» в 2008 году. После окончания вуза 24-летний Валеев вместе с бывшими однокурсниками основал компанию «Эйдос», специализирующуюся на разработке и производстве медицинских симуляторов.
Разработкой тест-систем для обнаружения генетического материала вируса в организме «Эйдос» и японские ученые начали заниматься еще в 2016 году. В 2020-м наработки пригодились: партнеры наладили производство реагентов для ПЦР-диагностики (ПЦР — полимеразная цепная реакция. — Forbes) коронавируса в Казани и работу мобильных лабораторий. За первый год работы выручка «Эвотэк-Мирай Геномикс» составила 7 млрд рублей, прибыль — 4,7 млрд рублей.
Тесты для парада Победы
Сейчас на российском рынке представлены тест-системы нескольких десятков российских и зарубежных производителей. В прошлом году одобрение Росздравнадзора на производство и поставку тестов на коронавирус получили 97 компаний, подсчитал аналитик больших данных «Контур» Владимир Савельев. «Это как производители тестов на антитела, так и компании, производящие тесты на сам вирус (в том числе срочные)» , — уточняет эксперт.
На сегодняшний день российско-японская компания «Эвотэк-Мирай Геномикс» произвела и продала около 20 млн тестов. «Услуга востребована при срочных и плановых госпитализациях «день в день», при тестировании сотрудников в медицинских организациях и на производстве, в аэропортах, на крупных массовых мероприятиях», — перечисляет Валеев. Например, технология EMG применялась для тестирования делегаций, принимавших участие в параде Победы в июле 2020 года.
Доля государственных закупок экспресс-тестов в 2020-м составила менее 5%, а в 2021 году снизилась до 2% в связи с существенным ростом коммерческого сегмента тестирования (пациент сам оплачивает свой тест — например, для международных поездок). Около 30% продаж приходится на продажи тестов в другие страны: ОАЭ, Японию, Израиль, Голландию, Венесуэлу, Казахстан, Белоруссию и т. д. Оставшаяся доля — российские частные клиники и лаборатории, например «Гемотест», ЕМС, «РЖД-Медицина» и другие.
Вектор в нужном направлении
Заработать на пандемии смогли не только частники. Еще один крупный игрок на рынке экспресс-тестов, который попал в рейтинг Forbes 20 лучших фармкомпаний России, — «Вектор-Бест». Новосибирская компания образована на базе цеха по производству наборов для иммуноферментного анализа Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», разработавшего вакцину «ЭпиВакКорона».
С конца 1990-х компания одной из первых в России начала выпускать наборы для выявления суммарных антител к ВИЧ, экспресс-тест на гепатит С и другие. А в прошлом году разработала тест-систему для определения антител к COVID-19. Выручка «Вектор-Бест» за 2020 год выросла в два раза — до 8 млрд рублей, прибыль — с 700 млн рублей до 2,7 млрд. Компания не ответила на запрос Forbes.
По словам источника на рынке (производителя и импортера тестов на COVID-19 из России), себестоимость одного теста составляет $0,5-1, а розничная превышает ее в 5-10 раз. «У любого препарата, например, для лечения онкологических заболеваний за $20 000-30 000, прямые затраты очень низкие, стоимость ингредиентов измеряется в центах, — говорит источник. — В цену закладывается возврат инвестиций, затраченных на разработку и клинические испытания, регистрацию, производство, маркетинг и так далее». Этим и объясняется высокая эффективность биотех-компаний. В этом бизнесе нормой считается валовая рентабельность на уровне 70%, а EBITDA — более 50%.
«Для «Вектор-Бест» основной канал сбыта — это лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и крупнейшие сети лабораторий, на него приходится до 90% продаж тестов», — утверждает Анжей Жимбиев, основатель Rapid Bio. По итогам 2020 года его компания произвела более 1 млн экспресс-тестов, выручка составила 220 млн рублей. «У производителя множество сателлитных компаний-дистрибьюторов, через которые он продает свои тесты на торгах преимущественно государственным ЛПУ напрямую», — добавляет Жимбиев.
Группа компаний «Инвитро» сотрудничает с АО «Вектор-Бест» с 2011 года. Компания — основной партнер по тест-системам для ИФА (иммуноферментный анализ. — Forbes) и ПЦР-диагностики по целому ряду инфекций. «Мы хорошо знакомы с качеством наборов реагентов «Вектор-Бест», активно используем данную технологию в наших лабораториях, поэтому выполнение тестов на ковид стало для нас естественным развитием сотрудничества. Введение лабораторных исследований на ковид не потребовало дополнительных инвестиций», — комментирует Елена Кондрашева, директор технологического департамента группы компаний «Инвитро». По ее словам, тесты компании «Вектор-Бест» были выбраны по соотношению технологических и аналитических характеристик, а также потому, что «компания одной из первых получила регистрационное удостоверение для применения данных тест-систем на территории России».
Новый рынок на $1,7 млрд
Согласно данным Statista, по состоянию на 26 августа 2021 года в России было проведено более 177 млн тестов на коронавирус. Страна занимает четвертое место в мире и второе в Европе по объему тестов. По оценке Жимбиева, при розничной цене за тест $5-10 приблизительный объем рынка — от $885 млн до $1,7 млрд.
«Большую долю рынка занимают корейские тесты SD Biosensor, китайские Wondfo и Lepu Medical, а также Rapid Bio и «Эвотэк», — говорит Жимбиев. — Компания «Вектор-Бест» хоть и крупная, но ее систему не вполне справедливо относить к категории экспресс-тестирования, так как набор реагентов предназначен для обработки в лаборатории».
Ленар Валеев оценивает долю «Эвотэк-Мирай Геномикс» на российском рынке тестов на COVID в 2%. «Это связано в первую очередь с нишевым продуктом (быстрые ПЦР-тесты), — объясняет гендиректор компании. — В будущем мы планируем активно развивать портфель и запускать новые продукты как для COVID-19, так и для диагностики различных штаммов гриппов, гепатитов, других инфекций».