К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Осенью наступит тяжелое время»: почему отельеры готовятся к худшему

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Летний сезон в 2021 году для столичных гостиниц прошел лучше прошлогоднего, однако чуда не произошло и вернуться к допандемийным показателям не получилось. Иностранные туристы не приехали, деловые тоже; чтобы заполнить номера, отельеры вынуждены держать низкие цены. Осенних месяцев они ожидают с тревогой

Аналитики рынка расходятся в точных оценках, но все отмечают один и тот же тренд: бизнес столичных гостиниц весной чувствовал себя лучше, чем летом. По данным Knight Frank, с которыми ознакомился Forbes, средняя загрузка московских отелей за период январь — август этого года составила около 60% (в 2020-м было 40%). По сравнению с прошлым годом это рост, но возврата к нормальной жизни не произошло: в августе 2019-го показатель был равен 75%. По данным Colliers, в первые два месяца лета отели Москвы были заполнены на 56% (в 2020 году — 28,4%, в 2019 году — 85%).

В Санкт-Петербурге ситуация еще хуже. По данным Colliers, в первом полугодии средняя загрузка петербургских отелей составила 50%. Если сравнивать лето 2021-го и 2019-го, заполняемость трехзвездочных и четырехзвездочных отелей уменьшилась за два года примерно на треть, в люксовом сегменте снижение составило 40%. 

«До наступления третьей волны [коронавируса] на гостиничном рынке Москвы наблюдалось оживление спроса, которое стало особенно ощутимым с апреля, — рассказывает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. — В целом все сегменты продемонстрировали высокие показатели заполняемости во втором квартале: средний ценовой сегмент достиг загрузки на уровне 60-65%, верхний предел среднего — 70-80%, высокого ценового сегмента — 55-60%, люксового — 30-40%». 

 

Оживление, впрочем, не коснулось сферы делового туризма. Крупные выставки в Москве со второй половины мая и до середины июня не дали городу желаемого объема MICE-туристов (MICE — Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. — Forbes), говорит руководитель проектов департамента гостиничного бизнеса компании JLL Ангелина Самадова.  В мае — июне загрузка этого сегмента в Москве была на уровне 56%, в Санкт-Петербурге, даже несмотря на ПМЭФ и Евро-2020, гостиницы заполнились с мая по июль на 52%.

«Восстановление сегмента делового туризма в гостиничном бизнесе происходит очень медленно, — подтверждает генеральный директор гостиницы «Рэдиссон Славянская» Сергей Имукин. — До сих пор основные корпоративные компании работают на удаленке, что влияет на деловую активность рынка». 

 

Третья волна 

Ограничения, введенные 28 июня мэром Москвы Сергеем Собяниным, а также начало сезона отпусков снизили спрос на столичные гостиницы в последующие два месяца. «Всплеск коронавирусной инфекции в июне стал причиной довольно существенного (до 51%) падения среднемесячной загрузки после стабильных показателей весенних месяцев, приближающихся к 65%», — замечает  руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко. 

Впрочем, у каждой конкретной сети отелей свои показатели. «В июле выручка была на 15% ниже 2019 года в связи с активацией новых ограничений. В августе же показатели у нас аналогичные прошлогодним и даже цифрам 2019 года», — говорит генеральный менеджер «Рэдиссон Коллекшн Москва» (гостиница «Украина») Станислав Кондов, замечая, что в доковидное время август был наиболее низким по загрузке месяцем. Московские отели группы «Ташир», по данным компании, в среднем были заполнены на 44-55% в течение года. Столичные отели сети Azimut закрыли лето с показателем 80% заполняемости.

Гостиницы держатся только на внутреннем спросе. «Количество зарубежных посетителей пока крайне незначительно, несмотря на появление с начала весны первых небольших зарубежных тургрупп из ОАЭ, Индии, Египта», — говорит Усенко. «Люди в основном не выезжают за границу и путешествуют по популярным российским туристическим направлениям, — замечает замдиректора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова.— Интерес к природному туризму также увеличил турпоток к ближайшим крупным городам. В Петербурге часто останавливаются те, кто едет в Карелию, в Иркутске — кто едет на Байкал».

 

Процесс бронирования также все еще носит пандемийный хаотичный порядок. По словам Усенко из C&W, для частных поездок глубина бронирования иногда измеряется часами, а не сутками, групповые бронирования поступают за несколько дней. Этот же показатель для корпоративных тарифов, замечает Самадова, достиг максимально короткого шага, где три — пять дней уже считаются «горизонтом планирования» — в доковидные времена так называемые last minute reservation бронировалось минимальное количество номеров. 

Цены ниже 

Цены все еще остаются низкими. По данным Colliers, средние цены этим летом на номера в московских отелях среднего ценового диапазона были ниже показателей 2019 года (3318 рублей за ночь летом 2021 года против 3825 рублей за ночь летом 2019-го). Особняком стоят люксовые отели: многие из них не стали гнаться за заполняемостью и снижать цены. «Люксовые отели, последовательно придерживавшиеся политики увеличения ADR (ADR — average daily room rate, цена за ночь в номере. — Forbes) на фоне низких показателей заполняемости отелей (чтобы сбалансировать уровень выручки на номер), показали прирост ADR +31% к периоду лета 2019 года», — говорит Тучкова. 

В Северной столице в августе средняя цена номера в пятизвездочных отелях составила 15 417 рублей за ночь (16 651 рублей за ночь в августе 2019 года, минус 7%), в сегменте четырехзвездочных — 5721 рубль за ночь (8297 рублей в августе 2019 года, минус 31%), в сегменте трехзвездочных — 3870 рублей/ночь (4651 рубль/ночь в августе 2019 года, минус 17%), приводит данные эксперт Colliers.

«Сезон в Петербурге все еще идет (до конца сентября), но уже понятно, что рынок упал в цене, — говорит генеральный директор сети отелей Azimut Максим Бродовский. — Меньше всего пострадали от этого трехзвездочные отели, так как они ориентированы на внутреннего туриста, но теперь в их сегмент стали активно влезать отели четыре звезды, снижая цены. Часть отелей почти полностью переключилась на индивидуальных гостей, так как минимум в два раза выросли объемы заказов через сайты отелей и электронные каналы продаж. Центром притяжения стали хорошие отели пять звезд, с бассейнами, что подходит для семейного отдыха. В условиях существующих ограничений на MICE-мероприятия отели потеряли сегмент, который приносил дополнительный доход».  

По словам Усенко, спрос на гостиницы к середине года достиг точки равновесия, что привело к стабилизации тарифов размещения — прирост показателя средней цены на номер за семь месяцев 2021 года в сравнении с тем же периодом 2020-го составил 3,6%. Увеличение тарифов напрямую зависит от возврата спроса к докризисным объемам, говорит эксперт, что подразумевает полноценное восстановление международных поездок. Это особенно важно для рынков Москвы и Санкт-Петербурга, где доля иностранных гостей традиционно превышала 35-40%.

 

Большая боль отельеров

Прогнозы экспертов на осень, результаты которой в гостиничном бизнесе традиционно зависят от делового туризма, не рисуют радужного будущего. Часть опрошенных Forbes консультантов считают, что второе полугодие пройдет в той же динамике, что и первое, другие ждут «тяжелого» для гостиниц периода.

«Оживление, зафиксированное во втором квартале, давало ощущение постепенного возвращения спроса на доковидный уровень и ожидание сильного конца года, с восстановлением деловой и MICE-активности, — говорит Яна Уханова. — Однако появление новых штаммов [препятствует] такой уверенности. По нашим прогнозам, вторая половина 2021 года пройдет в «смешанном» режиме и будет характеризоваться резкими пиками роста и снижения спроса». Судя по активности мероприятий в обоих городах и внутренним запросам отелей, MICE-индустрия потеряла большую часть от корпоративного сегмента, говорит эксперт. Однако появилось много запросов на мероприятия от средних и малых групп на осень и вторую половину первого квартала 2022 года. 

«Осенью наступит тяжелое время, поскольку в нынешних условиях отельеры не могут рассчитывать на поддержку MICE-индустрии. Пока нет ясного понимания, когда MICE-индустрия сможет полностью восстановиться. Сами отельеры готовы проводить мероприятия, но отсутствие деловых туристов и ограничительные меры на фоне пандемии значительно сдерживают этот сегмент. Это большая боль отельеров», — говорит Евгения Тучкова. По ее словам, активность MICE-индустрии в крупных городах сократилась в среднем на 40-60%, в ближайшее время восстановления сегмента не ожидается. 

«В разных регионах могут ввести новые ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, — сообщила пресс-служба «Ташир» на запрос Forbes. — Это может быть сделано максимально оперативно, и мы будем вынуждены следовать всем предписаниям местных властей. Во многих городах по-прежнему сохраняются ограничения на проведение мероприятий, это влияет и на деловой туризм, и на MICE-индустрию. Пока мы видим, что в сфере делового туризма сохраняется отрицательная динамика по отношению к аналогичному периоду доковидного времени. Аналогичная ситуация и с MICE-индустрией: экономически трудное время для многих компаний влияет на бюджет мероприятий. В целях экономии такого рода события проводят в онлайн-формате». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+