К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы ненавидим вас»: как OnlyFans обидел порномоделей, которые принесли ему миллиарды

Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
За неделю с небольшим компания OnlyFans, известная преимущественно как платформа для эротического контента, обеспечила СМИ двумя шокирующими новостями. Сначала о том, что с октября запретит публикацию «откровенного» контента, а потом сообщением, что запрет отменяется. Рассказываем, что это было и как площадка для продажи авторского контента зарабатывает миллиарды на порномоделях

Британская компания с украинским владельцем OnlyFans известна как платформа развлечений для взрослых и эротического контента. Кроме этого, на площадке есть музыканты, актеры, тренеры и другие специалисты. Все авторы получают деньги от своих зрителей — они могут оформить ежемесячную подписку или платить за доступ к отдельному контенту, например, видео и оставлять чаевые.

По словам основателя Тима Стокли, OnlyFans «платит миллиону с лишним создателей контента больше $300 млн каждый месяц». Однако для выплат нужны банки, которые против такого сотрудничества из-за «репутационных рисков». Из-за этого компания на прошлой неделе неожиданно заявила, что намерена с октября запретить эротический контент, чем шокировала и зрителей (которых на платформе называют «фанатами»), и креаторов, рискующих лишиться источника доходов. Правда довольно скоро компания так же неожиданно сообщила, что «получила гарантии, необходимые для поддержки многообразного сообщества авторов» и никаких запретов вводить не будет.

Uber для порномоделей

Сервис основал британский предприниматель Тим Стокли вместе с братом Томасом и отцом Гаем Стокли — бывшим инвестиционным банкиром. OnlyFans сразу стала площадкой для обмена и просмотра порнографического контента, за счет чего у нее и получилось быстро вырасти. Идея сервиса родилась неспроста.

 

В начале 2010-х годов у Тима был сервис Customs4U, который напоминал бета-версию OnlyFans. Его суть заключалась в том, чтобы зрители могли почувствовать себя режиссерами эротических роликов, в режиме реального времени управляя моделями по другую сторону монитора. Сервис начал набирать популярность. В те же годы развивался и Instagram, где такая степень откровенности была под запретом. И тогда у Тима родилась идея: почему бы инфлюенсерами не дать возможность монетизировать собственный контент напрямую. Авторы могли бы получать 80%, оставшиеся 20% забирает площадка.

Так в 2016 году появился OnlyFans. The New York Times так писал про сервис: «Это примерно то же самое, что Uber предлагает своим водителям, правда, OnlyFans не подталкивает своих исполнителей к бедности, диктуя им цены». Для пользователей OnlyFans напоминает Instagram или Twitter. За исключением того, что нужно платить ежемесячную подписку за доступ к контенту. А модели используют популярные соцсети, чтобы продвигать свои страницы на OnlyFans.

 

Данни Харвуд — одна из самых высокооплачиваемых моделей OnlyFans и знакомая Тома. Она подружилась с бизнесменом в 2011 году, когда работала на порносайте Softcore. В 2016 году Данни стала одной из первых моделей сервиса. В первый месяц она заработала $257. Затем в приложении появились новые возможности для авторов, например, позволяющие моделями создавать настраиваемый контент. Тогда Данни придумала тематические дни, например, в один из дней мужчины могли посмотреть, как она ездит по городу в нижнем белье, а в другой — как она полностью обнаженная открывает дверь доставщику пиццы.

В 2018 году 75% компании Fenix International, в структуру которой входит OnlyFans, купил выходец из Украины и владелец портала для вебкам-моделей MyFreeCams Леонид Радвинский. Во время пандемии в 2020 году выручка сервиса выросла на 533% — до £281 млн, а сумма транзакций достигла £1,7 млрд.

Скучающие пользователи заходили в интернет в поисках развлечений, а оставшиеся без работы порноактеры и модели пришли, чтобы создавать и продавать контент. Немалую роль сыграло еще и то, что Бейонсе упомянула OnlyFans в своей песне Savage Remix, которая скоро стала TikTok-трендом. А Леонид Радвинский в результате стал долларовым миллиардером.

 

Ксения Фомина, автор блога «Взрослый контент», считает, что причина успеха OnlyFans в том, что сервис дает возможность «фанатам» взаимодействовать с моделями напрямую, а также в сравнительно невысокой цене: «Для многих потребителей цена подписки на большинство моделей вполне доступна — отсюда и такое количество людей на платформе». 

Татьяна Дмитриева, секс-просветительница и соосновательница группы проектов Kinky Russia, думает, что популярность сервисов типа OnlyFans связана с бумом на пользовательский контент и демократизацией информационной среды: «В индустрии эротического контента на смену студиям и дорогим продакшнам и редакциям, которые в нынешних условиях невыгодно содержать экономически, приходят энтузиасты и профессионалы, начинающие работать на себя, увеличивая свой чистый доход. Для пользователей это упрощает доступ к контенту, а также создает видимость более индивидуального подхода».

Зачем OnlyFans рубит ветку, на которой сидит

OnlyFans не скрывает, что основную прибыль компании приносит контент для взрослых. Сервис действительно получил большую часть аудитории за счет своей гиперлояльной политики в отношении публикаций. Пользоваться им могут только люди старше 18 лет — при регистрации возраст нужно подтвердить с помощью удостоверения личности государственного образца, например, паспорта.

Однако, с недавнего времени сервис внезапно начал пытаться уйти от репутации поставщика порнографии и сделать площадку для всех авторов контента. Таким образом OnlyFans пытается выйти на менее прибыльный, зато разрешенный и массовый рынок прямой монетизации контента, где до сих пор главными игроками были площадки типа Patreon или Substack. Чем больше знаменитостей и авторов компания сможет привлечь на свою площадку, тем доступнее она станет для других пользователей и инвесторов. В июне 2021 года стало известно, что OnlyFans ведет переговоры о привлечении нового финансирования при оценке компании более чем в $1 млрд.

В рамках новой стратегии, а также для того, чтобы попасть в магазины Google Play и App Store, OnlyFans выпустила OFTV — бесплатное приложение без эротического контента. В нем содержится более 800 видеороликов от инструкторов по пилатесу, шеф-поваров и подкастеров. Есть интервью с популярными порномоделями сервиса — Мией Халифой, Беллой Торн и Холли Мэдисон — полностью одетыми. В своем заявлении о запуске OnlyFans прямо призвала пользователей Patreon задуматься о переходе на их сервис. 

 

Рустам Султанов, руководитель продукта платформы для монетизации контента Boosty.to говорит, что не боится конкуренции с OnlyFans, если они откажутся от сексуального контента: «Мы существуем на одном рынке, но скорее дополняем друг друга нежели конкурируем. Нередко авторы используют сразу несколько платформ, поскольку аудиториям из разных стран могут быть более удобны разные платформы». 

Варвара Семенихина, генеральный директор Timepad, с ним согласна: «Большинство людей, которые хотят зарабатывать на авторском контенте, работают на двух рынках: свободного времени и экономики впечатлений. Это быстрорастущие рынки с высокой конкуренцией. Поэтому блогеры не сосредотачиваются на одной платформе, а стараются набрать аудиторию на каждой из них, в Instagram, YouTube, TikTok, Twitch или OnlyFans».

Размер доходов и темпы роста позволяют OnlyFans получить многомиллиардную оценку и стать одной из ведущих IT-компаний Великобритании, если компания выйдет на IPO. 

Во время пандемии к сервису присоединились студенты и фрилансеры, чтобы заработать деньги. Но у основных креаторов сервиса это вызвало критику, некоторые из них столкнулись с заморозкой аккаунтов. Тогда Тим Стокли заявил, что у компании нет планов запрещать работу авторов взрослого контента.

 

О том, что компания стремится очистить свою репутацию и выйти за рамки платформы для вебкама, говорит и то, что среди популярных креаторов появились такие звезды как хип-хоп исполнительница Карди Би, регбист Крис Робшоу и дизайнер Ребекка Минкофф, которая на своем канале транслировала съемки из-за кулис Недели моды в Нью-Йорке.

Поэтому, когда компания объявила, что намерена с 1 октября 2021 года запретить размещение «откровенного сексуального контента», это, хотя и вызвало удивление, учитывая то, что именно такой контент до сих пор приносил OnlyFans основной доход, но отчасти соответствовало новой стратегии компании на пути к мейнстриму. Компания при этом оговаривалась, что запрет коснется «реальных или смоделированных» эпизодов с сексом и мастурбацией, но не наготы. Кроме того, OnlyFans обещала заняться поиском решений для авторов контента, которых затронет нововведение.

Учитывая, что уже через неделю после объявления новостей о запрете сексуального контента OnlyFans сообщила, что передумала, остается только догадываться, было ли это частью переговоров с контрагентами или маркетинговым приемом. Сообщение об отмене запрета было опубликовано на следующий день после того, как генеральный директор OnlyFans в интервью Financial Times признался, что причина запрета заключалась в проблемах с банковскими партнерами, а не с Mastercard, как предполагали многие.

Из-за «репутационного риска» по крайней мере три крупных банка отказали OnlyFans в сотрудничестве: Bank of New York Mellon, Metro Bank, JPMorgan Chase. OnlyFans не назвал нынешних банковских партнеров, сославшись на желание улучшить отношения. Недавно MasterCard и Visa ограничили использование карт для оплаты сексуального контента, якобы для того, чтобы отгородиться от платформ, разрешающих материалы с сексуальным насилием над детьми и порнографического контента, снятого без согласия. Этому решению платежных агентов предшествовало давлением со стороны влиятельных общественных организаций, которые выступают против секс-работы и порнографии.

Приостановка запрета сексуального контента OnlyFans вызвала осуждение со стороны National Center on Sexual Exploitation (NCOSE, ранее Morality in Media) — американской некоммерческой организации, которая известна жесткой позицией против порнографии и пропаганды торговли людьми. «OnlyFans решила продолжить эксплуатацию сексуального контента, несмотря на то, что знает, что им грозят уголовные расследования в связи с данными о том, что на площадке продается сексуальный контент с участием детей, а также связанный с торговлей людьми и половыми актах без обоюдного согласия», — заявила Хейли Макнамара, вице-президент NCOSE.

 

Представитель некоммерческой организации ACLU («Американский союз защиты гражданских свобод»), которая защищает права трансгендеров, ЛаЛа Заннелл считает, что «отсутствие сайта может навредить множеству людей. Онлайн намного безопаснее, особенно для трансгендеров и гендерно-вариативных людей». Комментируя новость об отмене изменений в политике OnlyFans с 1 октября, одна из моделей написала: «Мы уже ненавидим вас». Модели жаловались, что сразу же после публикации новости они потеряли существенную часть своих подписчиков, и не могут больше доверять компании. 

Кроме того, поверив в новость о запрете на эротический контент, авторы OnlyFans сами начали удалять свой нарушающий новые правила контент и переводить свою аудиторию на другие платформы, пишет The Verge. Теперь креаторы стоят перед выбором: остаться с сервисом, который так непостоянен в последнее время, но который принес им миллиарды, или отказаться от него полностью.

Кто побеждает в войне с порнографией

Блокировку эротического контента интенсивно лоббируют противники секс-работы и религиозные группы, сумевшие убедить правительства и частные компании в том, что лучший способ защитить секс-работников — объявить покупку секса или порнографического контента преступлением. 

Когда-то онлайн-доски объявлений Craigslist и Backpage были крупнейшими поставщиками рекламы секс-услуг. Craigslist закрыл раздел с эротическими объявлениями после письма от прокуроров 17 американских штатов. Это была долгая война между прокурорами и активистами против проституции и торговли людьми с сайтом и защитниками свободы.

 

В 2015 году под давлением общественности и обвинений в содействии секс-торговли людьми, компаниям, выпускающим кредитные карты (Visa, MasterCard и American Express), пришлось пойти на поводу у общественности и государства и отказаться от сотрудничества с Backpage. Однако в дальнейшем суд постановил, что запугивание компаний равносильно цензуре и нарушает права Backpage на свободу слова. В итоге сервис вернулся к рекламе для взрослых, а оплату начал принимать в биткоинах. Но в конце концов Backpage проиграл «войну» — в 2018 году ФБР арестовало сайт.

Это стало возможно благодаря американскому пакету законопроектов FOSTA-SESTA, который вышел в 2018 году. Согласно им, издатели веб-сайтов будут нести ответственность, если обнаружится, что третьи стороны размещают рекламу проституции, включая секс-работу. Законопроект SESTA (Stop Enabling Sex Traffickers Act) закрывает возможности для секс-торговли в интернете. А FOSTA (Fight Online Sex Trafficking Act) — закон о разрешении штатам и жертвам торговли людьми вести борьбу с онлайн-площадками. Предполагается, что цель FOSTA-SESTA — упростить наблюдение за проституцией в интернете. Но противники законопроекта критикуют его за то, что он не делает ничего для прямого преследования незаконной торговли людьми для сексуальной эксплуатации, а вместо этого угрожает «увеличить насилие в отношении наиболее маргинализированных слоев населения».

В декабре 2018 года Tumblr запретил публикацию материалов сексуального характеры, которые были основным контентом на площадке. Сервис появился в 2007 году, а к 2011 году его аудитория достигла 28 млн человек. Основатель Tumblr Дэвид Карп с пониманием относился ко взрослому контенту и не препятствовал его публикации, если это не было детским порно или сценой реального изнасилования. Сервис продолжал жить даже после покупки Yahoo. Однако, через пять лет, когда владельцем Yahoo уже была компания Verizon Communications, сервис все же запретил взрослый контент, и аудиторные показатели стали падать. Еще в декабре 2018 года число уникальных посетителей сервиса составляло 521 млн человек, а в 2019-м цифра упала до 370 млн, по данным SimilarWeb. В июле 2021 года аудитория сервиса насчитывала 327,72 млн посетителей. 

Владелец Telegram-канала «Тот парень с порнозависимостью» Николай Чумаков говорит: «OnlyFans — это Tumblr, который вынужденно отказывается от сексуального контента. Компании приходится идти на уступки, потому что ее прижимают финансовые организации. Одна из проблем в том, что OnlyFans не может верифицировать возраст всех моделей. С такой же проблемой столкнулся и Pornhub. После статьи на The New York Times о проблемах с модерацией контента сервису пришлось удалить большинство роликов. Кроме того, Pornhub потерял контакты с Mastercard и Visa и до сих пор не договорился с банками и финансовыми партнерами. Вряд ли у OnlyFans ситуация будет лучше, поэтому рано или поздно сервис все равно ограничит контент». 

CEO дейтинг-приложения Pure Ольга Петрунина согласна, что индустрия контента для взрослых сейчас переживает не лучшие времена, но отмечает, что иногда запреты становятся мотивацией к изобретательности: «Индустрия развлечений для взрослых находится под жестким прессом по всему миру, со стороны бизнес-гигантов, таких как Apple и Google, со стороны медиаплощадок и социальных сетей — здесь огромное количество ограничений для развития бизнеса и продвижения. Но как раз поэтому у PornHub такие крутые PR-кампании с виральным эффектом».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+