Влиятельные люди: Forbes составил первый рейтинг импакт-инвесторов
Бренд Forbes ассоциируется с богатством, большим бизнесом, инвестициями, инновациями и, конечно, с рейтингами. Журналисты российской редакции делают около 30 рейтингов за год, только в этом номере их четыре, и один из них мы публикуем впервые. Чтобы обойтись без нагромождения слов с ускользающим смыслом, мы назвали его коротко — «Импакт», правда, понятнее от этого не стало даже многим сотрудникам редакции.
Рейтинг импакт-инвесторов — 2021
С английского impact переводится как «воздействие» или «влияние», а в контексте инвестиций это понятие прозвучало впервые в 2007-м. До сих пор нет четкой, признанной всеми трактовки этого термина. Пожалуй, даже самая авторитетная в этой сфере организация Global Impact Investing Network (GIIN), проводя опросы среди 1600 инвесторов (ответили далеко не все), дает им самим право определять, какой проект отнести к импакту. По оценке GIIN, объем этого рынка на конец 2019-го составлял $715 млрд.
В нашем случае импакт — это позитивное влияние богатейших бизнесменов России на общество и окружающую среду. Что тоже звучит размыто. Мы попытались в денежном эквиваленте отобразить стремление миллиардеров сделать мир вокруг себя лучше и посчитали их затраты на благотворительность, социальные проекты, защиту природы с 2010 года. Для этого мы попросили участников рейтинга 200 самых богатых бизнесменов России предоставить данные. Откликнулся 31 человек, и для каждого из них мы рассчитали стоимость условного инвестиционного импакт-портфеля: личная благотворительность и социальные проекты, а также корпоративные ESG-программы принадлежащих им компаний.
Победителем рейтинга стал проживающий с 2016 года в Лондоне бывший замминистра связи и массовых коммуникаций России 43-летний Денис Свердлов, основатель производителя коммерческих электрокаров Arrival. Его проект полностью зеленый — от безотходного производства корпусов электробусов из термокомпозитной ткани до утилизации продукта и использования батарей после эксплуатации: тут и энергосбережение, и отсутствие вредных выбросов, и борьба за экологию.
Валюта достояния: зачем Forbes новые рейтинги в сфере импакт-инвестиций
Истории без углеродного следа очень нравятся инвесторам: в марте Arrival вышла на биржу Nasdaq с оценкой $13,6 млрд, хотя первые электробусы должны поступить в распоряжение английского автобусного оператора First Bus только в конце 2021 года. Доля Свердлова в Arrival на 6 августа стоила $5,65 млрд — это безоговорочное первое место.
За ним в рейтинге кучно расположились завсегдатаи традиционного списка Forbes, побывавшие на его вершине: Алишер Усманов, Виктор Вексельберг, Владимир Лисин, Роман Абрамович. Все они, владельцы крупного бизнеса и большие филантропы, — влиятельные люди. У них и импакт-инвестиции на космическом уровне по сравнению с энтузиастами, профессионально занимающимися социальным предпринимательством (в России есть и такие). Но изменили ли влиятельные люди за 10 лет российскую действительность к лучшему? Надеюсь, да.