США и Германия достигли соглашения о том, что Вашингтон перестанет противодействовать достройке и вводить санкции против газопровода «Северный поток–2» и его подрядчиков, а Берлин обязуется поддержать введение санкций против России в случае использования ею «энергетического оружия», а также создать специальный фонд для поддержки энергетических проектов на Украине. США и Германия также пообещали помогать Киеву в продлении транзитного договора на прокачку российского газа после 2024 года, когда истечет действующий контракт. Особенность этого соглашения в том, что обязательства США довольно понятны, а вот обязательства Германии носят достаточно обтекаемый характер.
Почему изменилась позиция США
Противодействие строительству СП-2 было одним из внешнеполитических приоритетов администрации Дональда Трампа. В декабре 2019 года Белый дом ввел в действие механизм, позволявший вводить санкции против европейских подрядчиков проекта. После этого швейцарская компания Allseas, работавшая на укладке газопровода, отказалась от участия в проекте. Это привело к длительным задержкам в строительстве и позволило Украине заключить достаточно выгодный транзитный договор с «Газпромом» в конце декабря 2019 года. Российская компания, рассчитывавшая на ввод СП-2 в 2020 году, была вынуждена пересмотреть свою стратегию и гарантировать оплату прокачки не менее 65 млрд кубометров газа через Украину.
В ожидании санкций: чем грозит президентство Байдена российской нефти и газу
Новая администрация США во главе с Джозефом Байденом заняла другую позицию. Официальные лица объяснили это тем, что газопровод уже завершен более чем на 90%. Поэтому для США не имеет большого смысла тратить силы и ресурсы на противодействие практически законченному проекту. С формальной точки зрения это так. Но основным мотивом изменения американской позиции являются соображения более высокого порядка.
Президент Байден сохранил антикитайский вектор внешней политики своего предшественника. США рассматривают именно Китай в качестве своего стратегического соперника. Основным инструментом борьбы Трампа против Китая были торговые войны. Это политика принесла свои плоды в виде снижения объемов китайского импорта, но имела и побочные последствия — значительные издержки для американской экономики. Байден во время своей предвыборной кампании обещал восстановить расстроенные отношения со своими союзниками, в первую очередь, Европейским Союзом. В этом смысле согласованные действия США и ЕС могут стать серьезным инструментом в противодействии «китайской угрозе». Для США важно восстанавливать отношения с Европой и в качестве меры поддержки собственной экономики.
На фоне такой большой политики противодействие «Северному потоку» уже не носило принципиального характера для США, зато оставалось камнем преткновения в отношениях с Германией. Можно считать, что СП-2 стал разменной монетой в рамках стратегической сделки США и Германии.
Успех Меркель
Германия выступала основным сторонником СП-2 в ЕС по вполне понятным экономическим соображениям. Ввод газопровода сделает Германию крупнейшим центром торговли и транспортировки газа в ЕС. Для немецких потребителей это означает снижение расходов на транспортировку, а также повышение надежности поставок. А формирование на территории Германии ведущего европейского газового хаба и возросшие транзитные доходы от транспортировки российского газа очевидно выгодны для немецкой экономики.
Пока ключевым газовым хабом на территории ЕС является нидерландский TTF. Однако уже в следующем году Нидерланды планируют остановить добычу на крупнейшем месторождении Гронинген из-за растущей сейсмической активности. Это приведет к тому, что TTF будет постепенно терять свои позиции.
В этом смысле политика вступает в противоречие с экономикой. С политической точки зрения Германия поддерживает сдерживание энергетических амбиций Кремля и выступает в поддержку Украины, но не может отрицать экономические выгоды от СП-2. Отчасти этим и объясняются политические разногласия в Германии по поводу газопровода. Тем не менее, заключение соглашения и ввод газопровода в эксплуатацию станут крупным политическим достижением Ангелы Маркель, которая в этом году покидает пост канцлера и для которой чрезвычайно важно получить видимые результаты своей внешнеполитической стратегии.
Ослабление переговорной позиции Киева
Начало работы СП-2 несет и понятные экономические последствия для Украины. В 2020 году объем транзита российского газа через ее территорию составил 55,8 млрд кубометров при том, что по действующему транзитному договору «Газпром» обязуется оплачивать бронирование мощности в 65 млрд кубометров. Киев заработал на транзите $2,1 млрд, а до этого несколько лет транзитные доходы колебались в $2,6-2,7 млрд.
В последние месяцы украинские власти выступали с регулярными заявлениями о том, что ввод СП-2 будет означать «обнуление» транзита, потерю связанных с этим доходом и угрозу безопасности страны. Поэтому Запад должен либо «остановить» проект, либо «компенсировать» экономические потери украинской стороне. Однако соглашение США и Германии предусматривает лишь скромную компенсацию. Речь идет о создании специального фонда, который будет инвестировать в энергетические проекты на Украине. Его объем достигнет $1 млрд, однако формироваться он будет в основном за счет частных инвесторов. Германия обязуется выделить лишь $175 млн в качестве первоначального взноса. Это несопоставимо с $2-3 млрд «живых» денег, который ежегодно платит «Газпром» Украине.
Больше нефти, меньше денег: что станет с рынком энергоносителей в 2021 году
Однако полностью оказываться от украинского транзита не в интересах российской стороны. Формально проектная мощность СП-2 (55 млрд кубометров) полностью покрывает объем украинского транзита в 2020 году, но фактически отказаться от него достаточно сложно. За первое полугодие 2021-го спрос на газ в Европе вырос на 10-12%, что означает увеличение потребности и в российском газе. Покрывать зимний пик спроса в Европе удобнее через украинское направление. А потребителей в Словакии и Венгрии просто экономически целесообразнее снабжать через Украину, а не Германию.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что компания готова к продолжению транзита после 2024 года, «исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской ГТС». Сейчас стоимость транзита через Украину составляет $30-32 за 1000 кубометров при минимальном объеме прокачки после 2020 года в 40 млрд кубометров. Скорее всего, «Газпром» будет выступать за дальнейшее снижение минимального объема в рамках нового контракта. Это приведет к увеличению удельной стоимости транзита, однако увеличит свободу маневра российской компании и позволит ей не брать на себя лишних обязательств перед Украиной.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора