К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Золотая жила удаленки: на чем сэкономили и на что больше всего потратились работодатели в пандемию

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Пандемия коронавируса и перевод сотрудников на удаленку заставили российских работодателей больше всего потратиться на соблюдение санитарных норм, зато помогли сэкономить на корпоративах, показал опрос HeadHunter. Какие еще экономические недостатки и преимущества заметили работодатели, разобрался Forbes

40% работодателей назвали экономию средств на корпоративных мероприятиях главным экономическим преимуществом от перевода сотрудников на удаленный режим работы во время пандемии. Таковы результаты опроса сервиса по поиску работы HeadHunter.

По запросу Forbes компания с 30 марта по 5 апреля опросила более 100 представителей российских компаний уровня HRD (директор по персоналу. — Forbes). Учитывалось мнение работодателей трех категорий: с количеством сотрудников в штате до 100, от 100 до 500 и более 500.

В итоге 27% респондентов заявили об экономии средств на аренде офиса/рабочих мест, 20% отметили рост производительности труда у сотрудников, 10% отметили экономию за счет сокращения административного офисного персонала. Никаких преимуществ не заметили в 38% опрошенных компаний.

 

Расходный дом: почему не всем компаниям пандемия помогла сэкономить на удаленке

В числе главных расходов, связанных с удаленкой, 40% респондентов назвали затраты на соблюдение санитарных норм; 36% отметили разовые траты на перевоз техники (компьютеров и мебели) домой к сотрудникам. Вынужденно потратились на покупку лицензий на коммуникативные онлайн-платформы и мессенджеры и усиление мер кибербезопасности 24% и 22% соответственно. 27% заявили, что никаких расходов не понесли.

 

Результаты опроса свидетельствуют о том, что в целом компании не ощутили значимого экономического эффекта в отношении расходов на персонал. «Равнозначные проценты ответов по понесенным расходам в одних статьях и экономии в других (например, около 40% компаний сэкономили на корпоративных мероприятиях и в то же время понесли расходы на соблюдение мер безопасности) говорят скорее не об экономии, а просто о перераспределении бюджета», — комментирует Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. По ее словам, если посмотреть, на чем удалось сэкономить в период самоизоляции больше всего — на проведении корпоративных мероприятий и аренде офиса, — становится очевидно, что эти статьи расходов были сокращены исходя из самой сути режима самоизоляции, а не по воле компаний.

Что касается самой ожидаемой экономии на рынке в период пандемии — на фонде оплаты труда (ФОТ) — благодаря переходу на удаленную работу и расширению возможностей найма «более дешевых» сотрудников из регионов, то реализовать этот план удалось лишь 7% компаний.

Как показывает статистика реальных зарплат по итогам 2020 года и I квартала 2021 года (собирается в рамках проекта «Банк данных заработных плат» компании HeadHunter. — Forbes), пандемия в целом не позволила компаниям сэкономить на ФОТ, но существенно замедлила темпы пересмотра зарплат. Так, темпы изменения заработной платы в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились в среднем на три процентных пункта, напоминает Игнатова. По итогам 2020-го они составили 2,5%, по итогам 2019 года — 4,8%.

 

Зарплаты в 700 000 и тотальная удаленка: как 2020 год изменил рынок труда в России

Динамика предлагаемых в вакансиях зарплат также осталась положительной в подавляющем большинстве профобластей, включая самые пострадавшие. Туризм и HoReCa — плюс 3% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Спортивные клубы, фитнес и салоны красоты, административный персонал — плюс 2%.

Опросы HeadHunter также показывают, что намерения сэкономить на ФОТ были далеко не повсеместны: в половине опрошенных во второй половине 2020 года компаний ответили, что не пересматривали зарплаты сотрудников во время кризиса, при этом 44% не планировали делать это и до конца 2020 года, а в 25% компаниях заявляли, что зарплаты скорее увеличатся.

По мнению Марии Игнатовой, основным сдерживающим фактором в отношении пересмотра зарплат в меньшую сторону для компаний стал фундаментальный дефицит высококвалифицированных специалистов на российском рынке труда, на который никак не повлияла пандемия и сокращения в отдельных пострадавших отраслях. «Зарплаты все еще остаются основным элементом в перечне привлекательных условий для кандидатов, в условиях сохраняющегося дефицита трудовых ресурсов компании даже в кризис не могли себе позволить неосторожно использовать его и в отдельных случаях, например, из-за отсутствия внешних трудовых мигрантов, повышали зарплаты в непростых экономических условиях», — отмечает она.

В прошлом году в России в связи с пандемией коронавируса работодатели начали вводить дистанционный режим работы для сотрудников. Тогда полностью перевели сотрудников на удаленную работу 37% опрошенных HeadHunter компаний, еще 57% воспользовались этим правом частично.

 

Спустя год полностью дистанционный формат работы сохранили лишь 3% компаний. Ничего не изменилось у 38% опрошенных — они просто вернулись на рабочие места. Однако большинство компаний все-таки планируют и дальше совмещать дистанционный и офисный форматы (42%).

Причем 40% компаний процесс возвращения работников в офис тем или иным образом завершили, 33% находятся в процессе, 12% пока не начали, но планируют, и 10% отложили возвращение в офис на неопределенный срок.

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+