К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Монстр-трек: как владелец Hipgnosis развязал войну за оригинальные записи в музыкальной индустрии

Фото Matt Winkelmeyer / Getty Images for SXSW
Фото Matt Winkelmeyer / Getty Images for SXSW
Большинство любителей музыки никогда не слышали про Мерка Меркуриадиса, но они хорошо знают исполнителей, права на песни которых он активно скупал в течение последних трех лет. Его компания Hipgnosis владеет правами на песни как легенд мира музыки вроде рок-звезды Нила Янга и эстрадного певца Барри Манилоу, так и на хиты более молодых исполнителей, в число которых входят Эд Ширан и Шакира

Генеральный директор публичной компании Hipgnosis Songs Fund Мерк Меркуриадис потратил $1,8 млрд из средств инвесторов на приобретение прав на 60 000 песен. Он стал ведущим специалистом по заключению сделок в музыкальной индустрии и обошел своих многочисленных конкурентов, в число которых входят компании Primary Wave, Round Hill Music и KKR, а также большая тройка лейблов звукозаписи: Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. Все это привело к повышению специальных мультипликаторов и к своего рода войне за права на песни между конкурирующими компаниями из музыкальной индустрии. По словам Меркуриадиса, он хочет приобрести права на 150 000 песен. С их помощью бизнесмен планирует расширить возможности авторов за счет крупнейших лейблов звукозаписи.

«Мое лицо красуется на мишенях для игры в дартс в офисах множества наших конкурентов. Мы — одна из самых успешных компаний за последние три года», — рассказывает 57-летний Меркуриадис, который до недавних пор был известен лишь в качестве бывшего руководителя разорившегося британского лейбла звукозаписи Sanctuary Records.

Меркуриадис основал Hipgnosis в 2017 году. До этого он на протяжении двух лет и почти 200 деловых встреч пытался привлечь как можно больше инвесторов. На первых этапах Меркуриадис смог получить финансирование на $260 млн от 32 инвесторов, в число которых вошли Церковь Англии, компании Newton Investment Management, Investec, AXA и JR Hambro. В июле 2018 года он провел IPO и позволил рядовым инвесторам вложиться в акции Hipgnosis, доходы которой за прошлый год составили $65 млн.

 

Леди Гага на пике оптимизма. Как 2020-й меняет популярную музыку в режиме реального времени

В настоящее время Hipgnosis находится в авангарде новой золотой лихорадки. Согласно последним данным компании MIDiA Research, лишь за 2019 год на приобретение каталогов записей песен во всем мире было потрачено $4 млрд. При этом 15% от этой суммы или $590 млн приходится на Hipgnosis. За 2020 год компания Меркуриадиса потратила еще $1,1 млрд на приобретение прав на мастер-записи (оригинальные записи. — Forbes) различных песен. Это весьма перспективная ниша. Ожидается, что в будущем компании вроде Hipgnosis начнут заключать еще больше сделок с музыкантами, которые стремятся извлечь выгоду из «бычьего» (с тенденцией к повышению цен. — Forbes) рынка в музыкальной индустрии и планируют успеть продать свои каталоги записей до повышения налоговых ставок, запланированного администрацией президента США Джо Байдена.

 

Из-за этой золотой лихорадки повысились мультипликаторы, применяемые при продаже прав. Если пять лет назад эти мультипликаторы в среднем равнялись 10х, то на сегодняшний день они приближаются к 30х. К примеру, известно, что при покупке прав на мастер-записи Боба Дилана за $300 млн в декабре 2020 года компания Universal Music Publishing Group ориентировалась именно на этот мультипликатор. По словам опытного адвоката из музыкальной индустрии Питера Патерно, в число клиентов которого входили рэпер Dr. Dre и метал-группа Metallica, сейчас мультипликаторы находятся на рекордно высоком уровне. «Покупатели не глупцы. Они могут ошибаться, но они не глупцы», — подчеркивает Патерно.

Возможно. Но можно ли назвать глупцами инвесторов, вкладывающих деньги в подобные компании, которые скупают права на мастер-записи песен? Инвестиционный банк Stifel из Миссури в январе 2021 года снизил рейтинг акций Hipgnosis до нейтрального уровня. При этом критике подверглись практика отчетности Hipgnosis, неподтвержденность данных о стоимости общей библиотеки каталогов мастер-записей компании и чрезмерно оптимистичные прогнозы относительно их потенциальной стоимости в будущем.

«Ужасающий, кошмарный, убийственный»: как 2020 год изменил расстановку сил в музыкальной индустрии

 

Представители Hipgnosis предполагают, что роялти от каталога мастер-записей компании, скорее всего, будут ежегодно расти. В этой связи сразу после приобретения прав на мастер-запись очередной композиции постепенно увеличивается и оценочная стоимость активов Hipgnosis. Этот подход вызывает беспокойство. Аналитик Stifel Макс Хейкок пишет, что подобные непрозрачные активы лучше всего учитывать по себестоимости до тех пор, пока фактические результаты не докажут обратное. При этом под фактическими результатами он понимает доходы от использования записей песен, стабильный поток платежей и прочие транзакции. Hipgnosis также старается повысить стоимость своих активов за счет снижения скидки на приобретение каталогов песен с 9% до 8,5%. Это, опять же, сомнительная практика, если речь идет об относительно новых и непроверенных временем песнях. Представители Hipgnosis сообщали, что стоимость активов компании в период с июля по сентябрь 2020 года выросла на 13%. Однако на самом деле ее рост на 80% связан с описанным выше снижением скидки.

Hipgnosis позволяет себе схожие вольности и с отчетностью по доходам. На получение роялти может уйти не менее шести месяцев, поэтому Hipgnosis сообщает лишь о расчетных показателях доходов, а не о том, сколько компания на самом деле получила за определенный период времени. В сентябрьском промежуточном отчете, например, написано, что прибыль Hipgnosis от использования записей из каталога песен компании составили $88,9 млн. В отчете также говорится, что накопленные доходы Hipgnosis составили $70 млн. При этом Хейкок пишет, что на самом деле компания, скорее всего, получила лишь примерно $40 млн.

Конечно, аудиторские компании PriceWaterhouseCoopers и Massarsky тщательно проверяют все расчетные оценки Hipgnosis, однако они представляют собой лишь теоретические подсчеты. По словам независимой журналистки и эксперта в области бухгалтерского учета Франсин Маккенны, потребуется еще несколько лет, чтобы подтвердить истинную ценность каталогов песен Hipgnosis. Эксперт считает, что она будет определена только после того, как компания покажет, как мастер-записи песен можно использовать в долгосрочной перспективе.

На данный момент Universal Music Publishing Group, например, принадлежат права более чем на 3 млн песен. При этом более 800 менеджеров следят за тем, чтобы компания получила деньги за их прослушивание, а также за их использование на телевидении, на радио и в кино. В каталоге Hipgnosis находится менее 2% от общего числа песен Universal Music Publishing Group, а за их использованием следит лишь 81 менеджер. Кроме того, при администрировании части песен из своего каталога Hipgnosis полагается на компанию по управлению правами Kobalt Music Group, а также на три крупнейших в мире лейбла звукозаписи.

«Триумф Моргенштерна»: как независимые артисты окончательно вытеснили музыкальные лейблы в России

 

«Одно из главных достоинств каталогов песен заключается в том, что они вот уже на протяжении 20, 30 или даже 40 лет стабильно приносят доход», — говорит один известный в музыкальной индустрии менеджер, который скептически настроен по отношению к стратегии Hipgnosis. Он считает, что выпущенный в 1973 году культовый хит Боба Дилана под названием Knockin’ On Heaven’s Door, на который делали каверы легенды индустрии вроде рок-музыканта Эрика Клэптона и рок-группы Guns N’ Roses, не идет ни в какое сравнение с популярной песней 2016 года Closer от дуэта The Chainsmokers. 40% каталога песен Hipgnosis — это музыка прошлого десятилетия. «Именно Мерк скупал права на записи песен популярных в настоящее время исполнителей. Никто не знает, что с ними будет через пять или шесть лет», — добавил менеджер, пожелавший сохранить анонимность.

Меркуриадис отмахивается от любой критики в адрес отчетности Hipgnosis и от сомнений в том, что его компания сможет заработать на использовании записей песен. Он говорит, что Макс Хейкок — это молодой наивный аналитик, «который захотел привлечь к себе внимание, выразив противоположное мнение». Хотя Меркуриадис признает, что стоимость каталогов оригинальных записей песен действительно субъективна, а мультипликаторы в некоторых случаях завышены, он считает, что сейчас в музыкальной индустрии сформировался «бычий» рынок, который в состоянии более чем полностью компенсировать это. Меркуриадис рассказывает, что он приобретает права на мастер-записи новых песен, к которым применяется довольно низкий мультипликатор. Таким образом, их ценность может со временем увеличиться. Кроме того, роялти за использование песен приходят с задержкой в несколько месяцев. Это значит, что роялти за предыдущее время сразу получает Hipgnosis. В феврале 2021 года компания Меркуриадиса привлекла дополнительное финансирование на $105 млн. Бизнесмен надеется, что в конечном итоге инвесторы вложат в Hipgnosis $4 млрд.

В ритме продуктивности: как музыкальный вкус влияет на успех в работе

Это значит, что Меркуриадис станет лишь богаче. Его доход зависит от рыночной стоимости Hipgnosis. За шесть месяцев 2020 года его частная семейная компания The Family (Music) Limited получила от Hipgnosis $4,9 млн. За шесть месяцев 2019 года она получила $2,4 млн. Младшая дочь Меркуриадиса Роза занимает должность исполнительного вице-президента компании по вопросам маркетинга песен и брендов, а его старшая дочь Мелоди работает главным менеджером компании. Их доходы также зависят от капитализации Hipgnosis. Сам Меркуриадис отказался дать комментарий относительно своих заработков.

 

На протяжении своей карьеры Меркуриадис переживал как взлеты, так и падения. Когда-то в число его клиентов входили Элтон Джон, Бейонсе, Guns N’ Roses и вокалист The Smiths Стивен Моррисси, но они давно разошлись с предпринимателем. На протяжении двух лет Меркуриадис управлял публичной звукозаписывающей компанией Sanctuary Records, однако в 2007 году он был вынужден продать ее за бесценок Universal Music Group.

В чем же заключалась проблема? Из-за роста числа сделок, ошибок при бухгалтерском учете и щедрых выплат исполнителям лейбл звукозаписи столкнулся с финансовыми трудностями. В годовом отчете Sanctuary Records за 2005 год аудиторы жаловались на то, что лейбл звукозаписи завышает свою прибыль и снижает убытки. Меркуриадис, занимающий в то время должность генерального директора Sanctuary Records, утверждает, что не нес никаких «финансовых вложений или обязательств». Предприниматель добавляет, что «он занимал должность генерального директора, потому что благодаря его усилиям лейбл получал доход».

«Розовое вино», «Кадиллак» и «Снова я напиваюсь»: сколько стоит музыкальный хит

По всей видимости, сейчас его отношения с авторами песен стали немного хуже. Источники поделились с Forbes информацией о том, что менеджеры исполнителей тайно начали вести параллельные переговоры с другими покупателями на случай, если сделка с Меркуриадисом не состоится. При этом в 2020 году некоторые из них по своей инициативе начали вести переговоры с Hipgnosis. По словам источников, в последнее время Hipgnosis лишилась как минимум двух крупных сделок, в рамках переговоров по которым представители компании предложили больше денег, чем конкуренты. Меркуриадис отрицает подобные домыслы и называет источников Forbes завистниками.

 

Он подчеркивает, что тесные связи с исполнителями — это конкурентное преимущество его компании. Легенда диско-фанка Найл Роджерс, например, входит в консультативный совет компании и часто фигурирует в репортажах о Hipgnosis. По словам Меркуриадиса, несмотря на недавние события, вокалист группы OneRepublic Райан Теддер станет одним из руководителей нового профессионального объединения авторов песен, которое планирует создать Hipgnosis. Напомним, что в январе 2021 года Теддер отказался от предложения Hipgnosis и продал свой каталог записей песен компании KKR. Сообщается, что стоимость сделки составила $200 млн.

Меркуриадис не считает, что он вовлечен в битву за права на оригинальные записи песен, которая привела к повышению их оценочной стоимости. Он настаивает на том, что его методы оценки весьма консервативны. Так, при покупке прав на песни Меркуриадис в среднем применяет мультипликатор, равный 16x. Бизнесмен добавляет, что лишь несколько сделок были совершены с использованием мультипликатора выше 20x. Меркуриадис говорит, что в его коллекции оригинальных записей есть две песни, которые могут рассказать о его истории лучше, чем он сам. Это песня рэпера 50 Cent под названием Get Rich or Die Tryin’ и культовый сингл рок-группы Journey под названием Don’t Stop Believin’.

«Через два года останется мало свободных песен. Мультипликаторы продолжат расти. Забудьте о мультипликаторах 20х, впервые в истории речь будет идти о 30х или даже 40х. Стратегия «купить и держать» в будущем окажется самой перспективной», — уверен Меркуриадис.

Перевод Полины Шеноевой

 

20 звезд российского шоу-бизнеса с самыми высокими доходами. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+