2020 год стал стрессовым для нефтегаза, цена на нефть Brent снизилась примерно на 22,5% из-за аномального падения спроса вследствие пандемии. Если же говорить о нефтяной отрасли России, то она столкнулась с форс-мажорным сокращением добычи углеводородов в результате сделки ОПЕК+. Глобальные мейджоры завершили прошлый год с рекордными убытками. Cреди них: Royal Dutch Shell (-$4 млрд), ExxonMobil (-$20,1 млрд), ConocoPhillips (-$772 млн), Chevron (-$665 млн), Equinor (-$2,4 млрд).
В условиях депрессивной конъюнктуры мейджоры вынуждены сокращать инвестиционные программы и останавливать реализацию многих «добычных» проектов. Так, заморожены или приостановлены проекты Bonga Southwest компании Shell, Bosi, Owowo West and Uge-Orso компании ExxonMobil и проект Шеврона - Nsiko на шельфе Нигерии. Кроме того, на 2021 год перенесено решение судьбы проекта по разработке крупного месторождения Whale в южной части американского Мексиканского залива компании Shell. Новых масштабных проектов по добыче нефти в мире пока не просматривается, что грозит дефицитом на рынке углеводородов в обозримой перспективе, так как спрос, главным образом со стороны динамично развивающихся азиатских стран, будет расти.
«Роснефти» удалось закончить год с прибылью в 147 млрд рублей, а инвестиционные банки повысили оценки и целевые уровни по акциям компании, причем повысили существенно: рост от 18 до 26%. Например, в своем январском отчете Bank of America повысил целевую цену ГДР «Роснефти» с $5,9 до $6,8, сохранив рекомендацию «покупать», Morgan Stanley — с $5,7 до $7. Значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти» играет стратегический проект добычи нефти на севере Красноярского края «Восток Ойл». Goldman Sachs уже окрестил его «магнитом для инвесторов». По масштабам этот проект можно сравнить разве что с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России.
Тот проект, по сути, изменил лицо советского ТЭКа на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала один миллион тонн добычи, то уже через десять лет — 148 млн тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. По плану «Роснефти», добыча на проекте достигнет 100 млн тонн к 2030 году.
«Восток Ойл» включает в себя действующие месторождения: Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное, а также новые уникальные по запасам месторождения — Пайяхское, Западно-Иркинское и другие. Общая ресурсная база по проекту «Восток Ойл» превышает 6 млрд тонн нефти.
По качественным характеристикам нефть с этих месторождений превосходит сорт Brent, она легкая (40% API) и малосернистая (содержание серы <0,05%). Это позволяет рассчитывать, что нефть «Восток Ойл» в будущем будет продаваться с премией к Brent, что немаловажно для экономики проекта. Направления экспорта — европейские и азиатские рынки через Северный морской путь, спрос будет обеспечен дальнейшим ростом азиатских экономик, которые будут диверсифицировать энергетические потребности.
В условиях кризиса инвестиционные банки стали осторожнее относится к обещаниям и «бумажным» планам. «Восток Ойл» же уже реализуется. В частности, на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из десяти танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 000 тонн, адаптированных для работы на Северном морском пути. В последующем планируется построить 50 судов различных классов. Достигнута договоренность с ПАО «КАМАЗ» на поставку транспорта и спецтехники, а также по созданию сервисных центров на промыслах. Заключено соглашение с ПАО «Интер РАО» на проектирование и строительство объектов энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3500 км линий электропередач. Всего за счет реализации проекта «Восток Ойл» в стране может быть создано до 400 000 новых рабочих мест.
С учетом ограниченного предложения качественных энергетических проектов такого масштаба на мировом рынке, интерес к участию в проекте может быть как у китайцев и индусов, так и у мировых мейджоров. Важная деталь — в конце декабря 10% акций «Восток Ойл» было продано ведущему международному трейдеру Trafigura (второму после Vitol) примерно за $8 млрд. С учетом этой сделки, общую стоимость проекта можно оценить в $80 млрд. Всего потенциальным инвесторам и партнерам может быть продано до 49% акций проекта.
Магнит для инвесторов: в чем смысл продажи доли в «Восток Ойл»
«Роснефть» хочет сделать «Восток Ойл» «зеленым», низкоуглеродным проектом: для производства энергии будет использоваться, в частности, ветрогенерация, а углеродный след проекта, согласно заявлению вице-президента по промышленной безопасности компании Брайана Маклеода, составит лишь 25% от традиционных показателей, характерных для новых нефтяных проектов. Все это отвечает интересам инвесторов, рассчитывающих на то, что нефтяные компании будут стремиться снижать углеродные риски. По сути, именно такие проекты с низким углеродным следом и являются сейчас главным трендом мировой нефтегазовой отрасли.
Учитывая растущий спрос на углеводороды в АТР, очевидно, что разговоры об окончании нефтяной эпохи преждевременны и инвесторы будут вынуждены вновь рассматривать портфель нефтегазовых проектов, которые в «ковидный» год были отодвинуты на задний план. Merrill Lynch счел «Восток Ойл» локомотивом развития «Роснефти», и с уважаемым инвестбанком трудно не согласиться.