Правительство обсуждает установление целевой цены на масло и введение пошлин на экспорт пшеницы
Чиновники правительства принимают срочные меры по сдерживанию цен на продовольствие после критики президента Владимира Путина. 9 декабря он привел в пример подорожавшие категории товаров — подсолнечное масло, сахар, мука, хлеб. Одна из мер, которую обсуждают чиновники, — введение целевой цены на подсолнечное масло в рознице 110 рублей за литровую бутылку. Это средняя цена. ФАС будет мониторить цены до 21 декабря, и если средняя цена на масло будет выше 110 рублей, то возможно введение экспортной пошлины на масло, рассказал Forbes источник, знакомый с итогами совещания. Второй источник — участник совещания — подтвердил введение «целевой цены» на масло. «На совещании Минсельхоз выступил с пожеланием о снижении стоимости подсолнечного масла до уровня 110 рублей. Это желательно сделать до нового года, чтобы уже праздники прошли для людей комфортно», — рассказал он.
О рекомендованных ценах на масло пишет со ссылкой на источники и РИА «Новости». По данным агентства, также правительство «рекомендовало» бизнесу придерживаться определенного уровня цен и на сахар — 45 рублей за килограмм в рознице.
Reuters со ссылкой на три источника пишет, что Россия рассматривает возможность введения пошлины на экспорт пшеницы, помимо квоты на экспорт зерна на вторую половину текущего экспортного сезона. По их словам, речь идет о планах введения ограничительных мер с 15 февраля до окончания сезона. Размер квоты и пошлины не оговаривался. Источник Forbes в хлебопекарной промышленности подтверждает, что на совещании обсуждался вопрос увеличения экспортных таможенных пошлин на зерно. Сейчас пошлина нулевая.
Объяснение росту цен 9 декабря дал президент Владимир Путин. «Это динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности», — сказал он. «Это пандемией не объяснишь», — добавил Путин. Утром 10 декабря премьер Михаил Мишустин заявил чиновникам правительства, что они «пустили на самотек» ситуацию с ростом цен на продукты. После этого на площадке Минсельхоза прошло совещание с производителями и розничными сетями, где обсуждали, что именно нужно сделать для решения проблем ускорившейся продовольственной инфляции. По данным Росстата, цены на продовольственные товары в ноябре 2020 года по сравнению с ноябрем 2019 года выросли на 5,76%, на плодовоовощную продукцию — на 12,4%.
Правительство раскритиковало чиновников из-за роста цен на продукты. Какие подорожали сильнее всего
«Совещание в Минсельхозе было довольно жестким. После вчерашнего совещания у президента, — говорит Forbes источник, знакомый с его итогами. — Причина — на фоне падения доходов населения падает и популярность органов власти». «Тема цен на продовольствие чувствительная», — добавляет еще один источник, знакомый с итогами совещания.
«Больше всего претензий — к рынку зерна, масла и сахара. Производители с этих рынков «попали», и на этих рынках возможно введение ограничительных мер», — сказал еще один источник, знакомый с обсуждением вопроса сдерживания роста цен.
Почему растут цены и что делать?
«Если коротко, основных причин роста цен на продукцию внутри России две — упал рубль, а цены на мировом рынке выросли», — сказал генеральный директор «Совэкона» Андрей Сизов. «С апреля цены на соевое и пальмовое масла выросли примерно на 60-70% в долларах, примерно на столько же в долларах подорожало и подсолнечное масло. Прибавьте к этому девальвацию рубля», — сказал он Forbes.
Предcедатель наблюдательного совета ГК «Белая дача» Виктор Семенов сказал Forbes, что контроль правительства за ценами нужен, но самый главный рычаг в руках правительства — не это. «Много сделано для поддержки выпуска сельхозпродукции, но практически ничего не сделано, чтобы поддержать и наладить производство средств производства: тракторов, комбайнов, пищевого оборудования,.. – мы все закупаем за рубежом. Пока не будет сделан этот шаг, любые дефляционные скачки будут сказываться на стоимости продукции, — сказал он Forbes. — По поводу цен на зерно и хлеб: если растет мировая цена, то я не думаю, что правительство должно бежать и закрывать «краники» на границах. Экспорт надо поддерживать, а сдерживать его — это крайняя мера».