«Коммерсантъ» 2 декабря со ссылкой на свои источники сообщил, что сеть «Алые паруса» закрыла все свои объекты. Многие из них уже несколько месяцев не пополняли товарный запас и стояли с полупустыми полками — редкое явление для московской розницы. «Пока магазинами занималась мать, в прошлом работник торговли, было еще ничего», — вздыхает кассир, которая проработала в одном из магазинов несколько лет.
С чего начинались «Алые паруса»
Продуктовую сеть «Алые паруса» в 1999 году основала Ольга Блажко — мать одного из основателей девелоперской компании «Донстрой» Максима Блажко.
Бизнес создавался как сопутствующий девелоперской деятельности — в те годы было модно создавать вертикально интегрированные холдинги, вспоминает президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Первые магазины появились у метро «Щукинская». Неподалеку от нее «Донстрой» возводил один из первых и самых ярких своих проектов — высотки бизнес-класса с красными крышами на самом берегу реки. Жилой комплекс назвали «Алые паруса», такое же имя получила и сеть универсамов. Магазины позиционировались как элитные, в них продавались импортные продукты, и сеть, хоть и была небольшой, успешно конкурировала с «Седьмым континентом», «Глобусом Гурмэ» и «Азбукой вкуса». Карпов говорит, что магазины «Алые паруса» пользовались спросом, имели удачные локации и высокий трафик.
В 2005 году «Алые Паруса» взяли в управление открывшийся после реставрации (завершилась в 2004 году) знаменитый магазин «Елисеевский» на Тверской, 14.
Своего пика «Алые Паруса» достигли в 2013 году: выручка приблизилась к 12 млрд рублей, сеть состояла из 18 объектов (15 супермаркетов и трех гипермаркетов) общей торговой площадью около 26 000 кв. метров, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитика».
А потом случился кризис
По словам Андрея Карпова, с 2014 года картина сильно поменялась. Из-за присоединения Крыма и конфликта на востоке Украины США и Евросоюз ввели против России экономические и политические санкции. В ответ Россия ввела продовольственное эмбарго на продукцию поддержавших их стран.
Пострадали все продуктовые сети премиум-сегмента, имеющие в ассортименте импортные товары, говорит Карпов: «Молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты из-за рубежа исчезли из ассортимента магазинов, а заменить их было просто нечем». Одновременно стал замедляться оборот розничной торговли, упала покупательная способность. Нужно было искать выход, перезаключать контракты, срочно искать поставщиков, но компании не удалось быстро решить проблему импортозамещения, констатирует Карпов.
Дело в совокупности факторов, согласен и Бурмистров: в 2014 году из-за девальвации рубля и ограничения импорта «Алым парусам» так и не удалось восстановить привлекательный и уникальный ассортимент, цены остались высокими, сеть стала быстро терять клиентов. Далее компания поэтапно начала закрывать торговые объекты и сокращать выручку, что негативно сказалось на операционной и финансовой эффективности, усилило дисбаланс между ценами, ассортиментом и качеством продуктов, продолжает он. По оценке INFOLine, в 2019 году выручка сети уже не превышала 3 млрд рублей. В феврале прошлого года РБК писал, что «Алые паруса» выставили на продажу.
Под снос: почему миллиардеры-строители растеряли свое богатство
Проблемы сети также связаны с ее высокой зависимостью от девелоперского бизнеса семьи Блажко, утверждает Бурмистров: «Не то чтобы владелец вкладывал средства от девелопмента в развитие сети, но наверняка смотрел сквозь пальцы на низкую арендную доходность «Алых парусов». По словам аналитика, большинство точек ретейлера располагались в зданиях, принадлежащих компаниям Блажко, и имели особые условия. После кризиса 2014 года стало очевидно, что «Алые паруса» значительно снизили свою арендную доходность, но владельцы бизнеса этого почему-то предпочли не замечать, рассказывает он.
Блажко — сооснователь крупного девелопера премиальной недвижимости «Донстрой». Его компания еще в 2009 году столкнулась со сложностями в погашении ранее полученных кредитов. В результате их реструктуризации ВТБ отошли жилые проекты компании. Объекты коммерческой недвижимости также постепенно достались кредиторам. Например, бизнес-центр Nordstar Tower на Беговой и торгово-развлекательный центр «Щука» на Щукинской получила Riverstretch Trading & Investments, последняя выкупила долг структур Блажко (около 30 млрд руб.) у Сбербанка. Еще пару лет назад возле метро «Щукинская» работало два гипермаркета «Алые паруса» через дорогу друг от друга: один — в «Щуке», второй — в жилом комплексе. Сейчас в обеих точках разместился «Перекресток».
В 2014 году Блажко пытался вернуться в бизнес с громким проектом. Его «Нордстар Девелопмент» должна была построить город на 8 млн кв. метров стоимостью 300 млрд рублей в подмосковной Рузе. Судьба этого проекта неизвестна, а «Нордстар Девелопмент» летом 2017 года признали банкротом.
Последним крупным проектом Блажко был многофункциональный комплекс «Нескучный Home & Spa» на Ленинском проспекте, который начинала возводить его Gorn Development. Но в 2018 году из-за финансовых сложностей все работы на площадке и продажи квартир были приостановлены.
Тотальный ретейл: как магазины во всем мире воюют за нового покупателя
На сайте «Алых парусов» указано, что у компании восемь универсамов: на Большой Бронной, на улицах Кулакова, Маршала Катукова, Щукинской, проспекте Мира, Новокуркинском и Хорошевском шоссе, а также исторический гастроном «Елисеевский» на Тверской. На запрос Forbes в компании не ответили, телефоны центрального офиса недоступны. Связаться с Максимом Блажко не удалось.
«Место знаковое»
Сегодня все магазины «Алые паруса» закрыты, сообщили Forbes несколько консультантов по торговой недвижимости. Помещение на проспекте Мира арендовал Spar, площади на Хорошевском шоссе были в собственности владельцев «Алых парусов», но теперь выставлены на продажу, говорит один из консультантов. Помещение на Большой Бронной уже выкуплено группой инвесторов, его поделят на блоки с отдельными входами под рестораны, магазины фэшн-ретейлеров, говорит другой консультант. На Щукинской, Новокуркинском шоссе и в Голубых башнях на Авиационной X5 Retail Group уже открыла магазины сети «Перекресток», сообщил представитель ретейлера.
Открыт и пока работает лишь «Елисеевский». Информацию подтвердил Forbes сотрудник магазина. По словам консультантов, само здание на Тверской является «памятником культурного наследия и принадлежит городу». Правительство Москвы не участвует в операционной деятельности предпринимателей, работающих в помещениях гастронома, сообщил источник в правительстве, эту недвижимость контролирует ООО «Елисеевский магазин». Основной бенефициар последней — кипрская Grestalen Services (данные ЕГРЮЛ).
ООО «Елисеевский магазин» арендует у города часть помещений под торговлю, утверждает источник в правительстве Москвы, соответствующий договор аренды действует до 2035 года. «Алые паруса» взяли гастроном в субаренду, утверждают консультанты по недвижимости.
Теперь его оператор, скорее всего, сменится. В «Елисеевский» могут прийти «Глобус Гурмэ», «Мираторг» или гастроном Bosco, также помещение может заинтересовать непродовольственного ретейлера для открытия флагманского магазина, считает Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank.
Представитель Bosco di Ciliegi заявил, что компания не рассматривает возможности взять в управление «Елисеевский».
«Место знаковое: посетить «Елисеевский» — сродни [тому, чтобы] побывать в Большом театре, — сказал Forbes Аркадий Новиков, владелец Novikov Group. — Правда, дизайн гастронома несколько устарел, плохо для места и отсутствие парковки, к тому же туристов такой исторической диковиной уже не удивишь. Однако если бы «Глобус Гурмэ» предложили этот проект, то можно было бы что-то и придумать». Новиков и ресторатор Антон Пинский в январе этого года купили контрольный пакет сети «Глобус Гурмэ».
Представитель «Мираторга» от комментариев отказался.
При участии Марии Абакумовой