К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Урезать вчетверо: что будет с кинотеатрами после новых ограничений в Москве

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Согласно указу Собянина, максимальное число зрителей теперь не должно превышать 25% общей вместимости зала вместо прежних 50%. Для кинотеатров это большая, но не единственная проблема

Объявление мэра Москвы Сергея Собянина о новых ограничениях досуга в столице, которые продлятся до 15 января, вызвало бурную реакцию у владельцев клубов, баров, ресторанов. Кинотеатры тоже оказались среди пострадавших. «Мы только-только привыкли выживать в новой реальности с предписанной 50%-ной заполняемостью зала, а теперь придется еще туже затянуть пояса и переформатировать под требование вдвое меньше — до 25%», — говорит Роман Исаев, генеральный директор исследовательской компании Comscore Russia, специализирующейся на анализе данных кинорынка в России и СНГ. По словам директора объединенной сети «Формула Кино», «Синема Парк», «Кино Окко» Алексея Васясина, столичным властям вообще не стоило акцентировать внимание на кинотеатрах, у которых и без того средняя заполняемость с учетом отсутствия громких кинорелизов и наличия предыдущих ограничений в связи с COVID-19 составляет всего около 6%.

«За последний квартал мы потеряли $26 млн». Вице-президент IMAX в России Джон Шрайнер о кризисе и будущем киноиндустрии

По словам Романа Исаева, средняя ежегодная заполняемость российских кинотеатров 15-17% считалась хорошей: как правило, она складывается из нулевой зрительской явки в дневное время в будни дни, компенсируемой 100%-ной явкой в выходные. По итогам 2020 года заполняемость в кинозалах составит менее 10%, прогнозирует глава Comscore Russia.

 

«Прошлый год был неплохим для киноиндустрии, с такой среднегодовой заполняемостью бизнес был вполне рентабельным, — утверждает Васясин. — Теперь вместо 100% в выходные можно будет заполнить зал лишь на четверть, что повлечет за собой только убытки». В 2019 году совокупные кассовые сборы кинопроката в России достигли своего исторического максимума — 55,4 млрд рублей, по данным Фонда кино. В 2020 году Васясин прогнозирует сокращение до 20 млрд рублей.

«Ситуация не тяжелая. Она катастрофическая». Готовы ли кинотеатры к открытию, и как мы будем смотреть кино в 2020 году

 

Новогодний удар

Ограничения в ноябре-декабре для кинотеатров не столь критичны, куда страшнее — что они придутся и на время новогодних праздников, говорят участники кинотеатрального рынка, опрошенные Forbes. «Ограничения крайне отрицательно отразятся на сборах в новогодние праздники, что в целом будет критично для всех представителей киноиндустрии», — рассказывает  управляющий директор федеральной киносети «Синема Стар» (включает 30 кинотеатров по России и СНГ) Карина Агаджанова.

Январские каникулы — это высокий сезон для прокатчиков. Он традиционно составляет весомую долю доходов киноиндустрии. По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), кассовые сборы в январе 2019 года составили 6,8 млрд рублей, или 12% годового дохода индустрии. За месяц кинотеатры посетило 25,6 млн российских зрителей. В «Формуле кино» на январь приходится 12-13%, подтверждает представитель сети. «Именно благодаря январским сборам кинобизнесу удалось продержаться в первую волну локдауна. На что рассчитывать теперь, непонятно — возмущается Алексей Васясин. — Это очередной удар по бизнесу, который не получил до сих пор никакой поддержки государства и провозглашен местом повышенной опасности, которое по всем исследованиям таковым не является».

«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

 

Что будет с ценами

Новые ограничения мэрии неизбежно вызовут дефицит мест в кинозалах, но рост цен на билеты эксперт исключает. «Сейчас, наоборот, важно сохранить лояльность аудитории и зрительский интерес [к кино] как к виду досуга», — говорит Исаев из Comscore Russia. Васясин, впрочем, допускает повышение цен в период январских праздников. «Во многом динамика цен зависит от кинорелизов: крупные премьеры, на которые спрос будет превышать предложение, могут подорожать. Если показывать будет нечего, будет снижение, чтобы хоть кого-то привлечь», — объясняет он. По сетям «Синема Парк» и «Формула Кино» цены на билеты в среднем на 10% ниже прошлогодних.

По данным ЕАИС, которая проводит еженедельный ценовой мониторинг, с июня средняя цена за билет в российских кинотеатрах планомерно снижалась: с 377 рублей во вторую неделю июня до 258 рублей в первую неделю ноября (с учетом государственного праздника 4 ноября).

«Наступил крах музейной экономики»: к чему приведет запрет на выставки и экскурсии в Москве

Дефицит кинопремьер

Люди меньше ходят в кино не только из-за страха заразиться COVID-19, но и потому, что репертуар кинопремьер в 2020 году оказался слабым. Многие крупные кинопремьеры были перенесены на 2021 год, в частности: «King's Man: Начало», 25-ая бондиана «Не время умирать», «Форсаж 9», «Мортал Комбат» и другие. В совокупности с остальными ограничительными мерами это сильно снизит посещаемость сеансов в стартовые дни кинорелизов, добавляет Агаджанова из «Синема Стар».

Ориентироваться на прошлогодние показатели при анализе трафика и сборов в этом году не вполне корректно, предупреждала в августе президент «Каро» Ольга Зинякова. «Фильмы «Король Лев», «Форсаж: Хоббс и Шоу» и «Однажды... в Голливуде» дали беспрецедентные цифры в 2019 году», — объясняла она. Это подтверждал и председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. 

 

По словам гендиректора Comscore Russia, из-за слабого репертуара кинотеатры в 2020 году не заполнялись на 50% даже по выходным дням. Всего несколько фильмов вызвали у зрителей интерес — например, фильм «Довод» режиссера Кристофера Нолана, который вышел на экраны в начале сентября. По статистике ЕАИС, по объему кассовых сборов фильм продержался в лидерах весь месяц, в октябре уступил строчку фильму о советском футболисте «Стрельцов». На сегодняшний день кассовые сборы «Довода» составили около 920 млн рублей. «Это прекрасный пример киноленты, которая не побоялась выйти в прокат и чьи сборы приближаются к отметке в миллиард рублей», — говорит Васясин.

Замкнутый круг: почему россияне не вернулись в кинотеатры

«Сейчас основной вопрос, какие фильмы останутся в прокате. Это имеет первостепенное значение», — коротко прокомментировали ввод новых ограничений в пресс-службе киносети «Каро Фильм». «Объявление мэра вызвало панику в индустрии: продюсеры и прокатчики задумались об очередном переносе кинопремьер, что в свою очередь может усугубить кризис в отрасли», — объясняет Васясин.

Под угрозой переноса релизов оказались фильмы крупнейших российских прокатчиков и дистрибьюторов контента: кинокомпании «Централ Партнершип» (ЦПШ, принадлежит «Газпром-медиа»), Sony Pictures и Disney. На конец 2020 года у «Централ Партнершип» запланировано сразу две премьеры: драма о пожарных «Огонь» с Константином Хабенским и Иваном Янковским, а также исторический фэнтези-фильм «Серебряные коньки». «Мы предполагали, что с ростом заболеваемости, правительство начнет вводить ограничения, — комментирует Вадим Верещагин, генеральный директор ЦПШ. — Мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся быстро реагировать на изменения на рынке. На данный момент все запланированные картины выйдут в прокат, если не будет более жестких ограничений со стороны государства». 

 

Теперь официально: «локдаун» — главное слово 2020 года по версии словаря Collins

Верещагин отмечает, что в кинокомпании довольны сборами картин, выпущенных после снятия локдауна и открытия кинотеатров. «Стрельцов» (фильм о советском футболисте с Александром Петровым в главной роли вышел 24 сентября. — Forbes) собрал довольно приличную кассу, полностью отвечающую нашим ожиданиям в постпандемический период», — добавляет гендиректор. По данным ЕАИС, фильм стал номером один по кассовым сборам в октябре, заработав с момента выхода на экраны около 350 млн рублей. Бюджет «Стрельцова» составил 330 млн рублей. Оценивать успех еще двух премьер — российского хоррора «Вдова» и военно-исторической драмы «Подольские курсанты» — пока рано. «Рынок сейчас живет в ситуации «длинного проката», а «сарафан» у картины хороший», — говорит Верещагин.

Кинокомпания Disney придерживается другой стратегии. После неудачного эксперимент с выходом фильма «Мулан» (за месяц проката фильм собрал по всему миру $57 млн при бюджете $200 млн) в августе студия поменяла даты релизов на более поздние для фильмов: «Черная вдова», «Вечные», «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Смерть на Ниле» и «Вестсайдская история». Первого января Disney запланировал выпуск фильма «Последний богатырь: Корень зла», возможный перенос премьеры в кинокомпании комментировать отказались, отметив, что в случае изменения графика релиза студия сделает анонс позже.

«Рассадка 25% — это фактически закрытие»: московские театры о новых ограничениях в связи с коронавирусом

 

По словам Васясина, большие надежды кинотеатральный бизнес возлагает на голливудский фэнтези-боевик «Чудо-женщина», который выходит в прокат в декабре, а также российские премьеры «Последний богатырь: Корень зла», «Серебряные коньки», «Огонь». «Нам остается только надеяться, что в ближайшее время ситуация нормализуется и будет принято решение о сокращении периода данных ограничительных мер», — заключает директор «Синема Стар» Агаджанова.

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+