К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Переквалифицироваться в управдомы: как бизнесу зарабатывать на ЖКХ

Фото Владимира Андреева / URA.RU / TASS
Фото Владимира Андреева / URA.RU / TASS
Сектор жилищно-коммунального хозяйства в ближайшее время ожидает консолидация рынка управляющих компаний. Почему инвесторам стоит присмотреться к этому рынку и какие подводные камни могут ждать их в процессе покупки управляющих компаний, рассказывает основатель компании «А-Капитал» Александр Рахлевский

С деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ (далее — УК) знаком практически каждый, кто живет в многоквартирном доме. Многие ассоциируют их с «ГБУ Жилищник», то есть государственным или муниципальным бюджетным предприятием, продолжающим еще традиции советских ЖЭКов, с сервисом соответствующего качества. Однако в стране созрел рынок частных управляющих компаний. На нем есть все предпосылки для консолидации.

Рынок созрел

Рынок для управляющих компаний достаточно велик. По нашим оценкам, собственники многоквартирных домов только в Москве и Санкт-Петербурге с областями, а также в городах-миллионниках платят управляющим компаниям около 400 млрд рублей в год (здесь и далее все оценки по рынку УК — результаты нашего анализа базы данных Фонда содействия реформированию ЖКХ). И это только за содержание и ремонт жилых помещений, без учета собственно коммунальных услуг (тепло, вода, газ и так далее). Если экстраполировать эти цифры на всю Россию, то получится более 1 трлн рублей. И половина из них — от частных компаний.

Самым ярким примером прихода крупных частных инвесторов в сферу управляющих компаний является «ПИК-Комфорт», входящая в группу «ПИК»» Сергея Гордеева. Появившись в 2006 году и начав активно расти в 2016-м, сейчас она является крупнейшей частной УК в стране (и крупнейшей УК вообще), имея под управлением более 50 млн м2. И в последние годы все больше частных инвесторов начинают следовать ее примеру.

 

Как крупнейший строитель жилья в России в кризис нарастил прибыль вдвое

Рынок УК сейчас похож на рынок продуктового ретейла 10-15 лет назад. Первое сходство в том, что этот бизнес достаточно легко масштабируется «в ширину». Сегодня рынок не консолидирован, на нем нет ограничений для экстенсивного роста, в том числе за счет покупки других игроков.

 

Продолжая аналогию с ретейлом, давайте вспомним типичный ландшафт спального района 20 лет назад: почти в каждом дворе был небольшой продуктовый магазин, принадлежащий местному предпринимателю. Теперь почти все эти магазины исчезли, а их место заняли «Пятерочки», «Магниты» или «Дикси». В 2004 году в сети «Пятерочка» было 100 магазинов, сейчас их 15 350 — сеть увеличилась в 150 раз. 

То же самое вот-вот произойдет и с рынком УК. В Москве и Московской области почти 900 УК, при этом 90% игроков мелкие и управляют жилым фондом менее 600 000 м2 каждый. Однако в совокупности на такие маленькие компании приходится более 55% всего жилого фонда региона. Сегодня на рынке есть только один действительно крупный частный игрок — группа компаний «ПИК». Ближайшие конкуренты отстают от нее по площади домов под управлением минимум на порядок.

Будущей консолидации, пусть и в неявном виде, способствует государство. Формально государственное регулирование в этой сфере не очень значительное: каждой УК выдают лицензию и могут аннулировать ее при наличии значительных нарушений в деятельности.

 

На практике же ЖХК — очень чувствительная в политическом отношении сфера. Поэтому местные власти часто и активно вмешиваются в работу УК. Мэры, губернаторы и их замы по ЖКХ проводят регулярные встречи с собственниками УК для обсуждения насущных вопросов. Естественно, им будет проще обсуждать повестку с 5-10 крупными игроками, чем с сотней мелких.

Наконец, активы на этом рынке можно покупать достаточно дешево, а иногда даже «забирать бесплатно». Одна из ключевых проблем многих УК — хронические неплатежи жителей. Ситуация еще более усугубляется, если компания выступает «транзитным звеном» по оплате коммунальных платежей между жильцами и ресурсоснабжающими организациями (РСО). В таком случае за оплату услуг РСО отвечает сама УК, а ей нечем платить, если она не может получить деньги от жильцов. Здесь требуется эффективная работа с должниками, что не всегда доступно мелким игрокам.

Неиспользованный потенциал

Но это не единственный фактор инвестиционной привлекательности бизнеса УК. Помимо роста «в ширину», этот бизнес масштабируется еще и «в глубину».

УК — это «последняя миля» между жильцами и внешним миром по всем вопросам ЖКХ: минимум 2 раза в месяц они заходят на сайт или в мобильное приложение, чтобы совершить там ряд обязательных действий: оплатить услуги УК, подать показания счетчиков и т. п.

В результате УК знает о своих жильцах все: их количество, пол, возраст, доход и т.п. Это те самые «большие данные» (big data), на которых основано множество услуг «новой экономики». В частности, применительно к бизнесу УК на базе этих данных можно таргетированно продавать дополнительные услуги (клининг, химчистка, помощь на дому, доставка продуктов и т. п.) и получать комиссию от поставщиков этих услуг. Более того, все эти услуги можно добавить в то же мобильное приложение самой УК, чтобы жителям было максимально удобно.

 

Наконец, за счет использования ИТ-решений можно существенно улучшить экономику самой УК. Например, вместо содержания в штате всего обслуживающего персонала (который большую часть времени будет недозагружен) можно нанимать на различные виды услуг сторонние компании через B2B-платформу, работающую по принципу сервиса YouDo.

На чистую воду. Почему тарифы на услуги ЖКХ завышены

Плюсы, минусы, подводные камни

О чем следует помнить инвестору, решившему вложить свои деньги в покупку управляющих компаний?

Покупка УК — это в первую очередь сделка, которая предполагает ряд стандартных процедур: поиск подходящих целей, проведение предынвестиционной проверки (due diligence), переговоры с продавцом, подготовка и подписание юридически обязывающих документов. Но есть и ряд особенностей, характерных именно для УК в связи со спецификой их бизнеса.

 

Во-первых, первоочередной этап due diligence — не проверка прав собственности текущих акционеров и не поиск налоговых рисков, а технический аудит жилого фонда под управлением. Здесь может быть несколько опасностей:

  • Фонд сам по себе старый и требует значительных расходов на содержание, несопоставимых с утвержденным тарифом.
  • Дома новые, но застройщик сдал их с нарушениями. Поэтому УК придется  по сути достраивать их, доводя до нормативного состояния, что требует больших затрат.
  • Ремонтные работы в прошлом проводились только «на бумаге». Покупателю придется сразу же вложиться, чтобы избежать возможных аварий.

Если инвестор профильный (одна УК покупает другую), то такую проверку могут провести сотрудники его собственной службы эксплуатации. Если же опыта на этом рынке еще нет, то можно нанять специализированных технических консультантов. В любом случае, если такой аудит выявил риск значительных будущих расходов на ремонт фонда (которые иногда могут быть сопоставимы с ценой сделки), от покупки лучше отказаться.

Во-вторых, компании-цели могут быть не готовы даже к стандартной финансово-налоговой проверке. Как правило, это небольшие компании, часто на упрощенной системе налогообложения. В результате управленческого учета нет. Нередко невозможно добиться даже простых расшифровок к бухгалтерской отчетности. Хотя иногда это вопрос реального намерения продавцов: если сделка им действительно нужна, то проблема решаема.

Во время финансовой проверки стоит обратить особое внимание на «фактор РСО»: как организована оплата коммунальных услуг и есть ли у УК задолженность перед ресурсоснабжающими организациями (РСО). УК может осуществлять транзит коммунальных платежей от жителей к РСО, либо жильцы могут перейти на прямые договоры с РСО и платить непосредственно им. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы для УК.

 

Правительство может отменить льготные тарифы для владельцев электроплит

Основной плюс прямых договоров — у УК отсутствует «головная боль» в виде долга перед РСО из-за неплатежей жителей. Есть и косвенное преимущество. При просрочке коммунальных платежей более чем на 2 месяца УК теряет право участвовать в муниципальных конкурсах на управление новыми домами. А если нет платежей за коммуналку, то нет и такой проблемы.

У прямых договоров с РСО есть и минусы для УК. Если собственник квартиры получает несколько платежек (за свет, за воду, за тепло, за содержание и ремонт), то именно платежку от УК он склонен оплачивать последней: без воды и тепла прожить сложно, а без покраски стен в подъезде — вполне. Проблема отчасти решается использованием единого расчетного центра, который будет выставлять общую квитанцию, но за его услуги надо платить комиссию. Кроме того, при переходе на прямые договоры УК лишается существенной части методов воздействия на неплательщиков: если она не оказывает коммунальные услуги, то она не может их отключить за неуплату.

В-третьих, УК бывает сложно корректно оценить. Тариф на содержание и ремонт утверждается общим собранием собственников квартир. УК не может показывать большую прибыль, иначе жильцы потребуют снижения тарифа. В результате бухгалтерская прибыль УК, как правило, колеблется в районе 1-2%, а вся реальная прибыль остается на субподрядчиках, которые оказывают разные виды услуг. Субподрядчики обычно формально не аффилированы с УК, но де-факто принадлежат тем же собственникам. При покупке важно выявить всю группу связанных компаний, чтобы полностью увидеть экономику.

 

Наконец, подходящие цели бывает не так просто найти. Мы начали с того, что рассматриваем только частные УК, однако на этом рынке велика доля государственного сектора (вопрос возможной приватизации муниципальных УК оставим пока в стороне).

С частными компаниями свои проблемы: дробление бизнеса затрудняет поиск более крупных целей, а акционеры-номиналы — контакт с реальными собственниками. Иногда может помочь участие в мероприятиях, проводимых отраслевыми ассоциациями, где можно познакомиться с реальными участниками рынка.

Как можно видеть, процесс покупки УК не очень прост, как и любая другая сделка, да еще и отягощен отраслевой спецификой. Тем не менее опыт крупных частных инвесторов, нацелившихся на этот сегмент рынка, свидетельствует о его перспективах.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+