«Как в плохом анекдоте»: зять миллиардера Тимченко мог запустить новый передел в рыбной отрасли
Экономическая отдача от рыбной промышленности в России на 30-50% ниже, чем за рубежом, а отечественный флот безнадежно устарел, считают в Русской рыбопромышленной компании (РРПК). Свои чаяния компания зятя Геннадия Тимченко Глеба Франка описала в письме премьеру Михаилу Мишустину от 13 июля (есть в распоряжении Forbes) и предложила набор реформ, которые уже частично повторили чиновники.
Кто виноват
Российская рыбная отрасль имеет сырьевой крен, жалуется РРПК Мишустину. Рыбаки экспортируют в основном свежемороженую рыбу низкой степени переработки, это 80% поставок минтая, трески, сельди и тихоокеанских лососей, говорится в письме. Рыбный флот изношен, порты обветшали, указывает РРПК. А рыбаки экономят и покупают старые суда из Азии и Скандинавии.
Из-за отсутствия заказов российские верфи отстали в разработках оборудования, что «привело к критической зависимости от поставок из ЕС, США, Норвегии, стран Азии», предупреждает РРПК. А отечественные рыбаки предпочитают перерабатывать рыбу в странах Восточной Азии и Скандинавии. Таким образом, вместо отечественной инфраструктуры они развивают порты Китая, Кореи и Норвегии, заключает РРПК.
В итоге российский рынок недополучает рыбную продукцию, бюджет — налоги, а порты и верфи — инвестиции, резюмирует компания Франка.
Что делать
Ключевым барьером является «физически изношенный и технически устаревший российский рыбопромысловый флот», указывает РРПК. Чтобы преодолеть сырьевую направленность производства и экспорта, компания Франка предлагает четыре шага: полностью загрузить новый флот инвестквотами (сейчас загружен на 50%), с 2034 года использовать суда не старше 30 лет, более жестко регулировать налоговые льготы и выставить на торги еще не проходившие через них квоты на вылов крабов и ряда других ресурсов (морского ежа, трубача и креветки).
Новое перераспределение квот следует проводить без ущерба для нынешних участников программы инвестквот и победителей аукционов последних лет, в том числе торгов в 2012-2017 годах, где разыгрывались квоты на крабов. По их итогам компания Франка, ранее не занимавшаяся выловом краба, вошла на рынок, где к 2019 году стала вторым игроком. Весь экспорт российского краба оценивается примерно в $1 млрд.
Кто написал
Письмо РРПК дошло до адресата, сообщили в пресс-службе правительства «Коммерсанту», который первым раскрыл содержание обращения. На запрос Forbes представитель правительства не ответила. При этом установить подписанта письма оказалось не так просто.
Обращение к Мишустину оформлено на официальном бланке РРПК, а весь первый лист письма посвящен описанию деятельности компании. В частности, РРПК называется «локомотивом реформы отечественной рыбной отрасли». Но у копии письма, которая находится в распоряжении Forbes, отсутствует вторая страница. Таким образом, подписант письма оказывается скрыт. Похожая коллизия произошла и с другим резонансным письмом на рыбную тематику.
В 2019 году неизвестные авторы написали письмо Владимиру Путину, в котором предложили реформу крабового рынка. Данные отправителя оказались скрыты, но участники рынка подозревали РРПК (в компании это отрицали). В итоге половина квот на краба была выставлена на аукционы, в которых активно участвовали структуры Франка. А после письма президенту, отправленного в 2015 году тогдашним гендиректором РРПК Андреем Тетеркиным, был развернут механизм инвестквот, перераспределяющий до 20% квот на рыбу.
Два участника рынка, знакомых с содержанием письма Мишустину, говорят, что его написал лично Глеб Франк. Именно его называет автором обращения глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, который в запросе членам совета ВАРПЭ попросил дать отзыв на изложенные Франком предложения (с содержанием этого запроса знакомы трое людей, близких к совету организации). Зверев отказался комментировать служебную переписку, но подтвердил, что, по его данным, обращение Мишустину подписано лично Франком. В РРПК отказались от комментариев.
В чем смысл
Востребованность инвестквот оказалась очень высокой, а «крабовые» аукционы с обязательным строительством новых судов позволили обновить половину флота и обеспечили дополнительные доходы бюджета, говорит глава Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (ее учредителями выступают РРПК и связанные с ней компании) Алексей Осинцев: «Логично продолжить работу в этом направлении».
Большинство идей Глеба Франка — «отвлекающий маневр», считает руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. По его мнению, на самом деле Франк стремится нарастить для своей компании квоты на вылов рыбы и краба.
«Все это, как в плохом анекдоте, повторяется заново», — вздыхает один из крабодобытчиков. Собеседник Forbes считает, что главный интерес РРПК питает к крабам, а рыба «идет бонусом» и станет предметом торга с участниками рынка: «Она затрагивает большее количество компаний». По его мнению, смысл письма сводится к тому, что в стране лишь одна компания работает в интересах страны, а все остальные — «циничные мироеды»: «Поэтому надо прислушиваться к предложениям этой компании».
Чего ждать
Пока трудно сказать, насколько правительство будет восприимчиво к идеям Франка. В пресс-службе Белого дома сообщили «Коммерсанту», что обращение РРПК пока прорабатывают в Минсельхозе, Минпромторге, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службе.
Впрочем, идеи из письма РРПК от 13 июля отчасти представлены в письме первого замминистра Минвостокразвития Сергея Тырцева от 30 июля. Документ подготовлен к совещанию вице-премьера Юрия Трутнева, курирующего Дальний Восток. В нем Тырцев предлагает направить на инвестиционные цели еще 30% квот на рыбу и оставшиеся 50% квот на краба, а также обеспечить приоритетный доступ к квотам тем игрокам, которые занимаются глубокой переработкой ресурсов.
Письмо Тырцева — прямое следствие обращения Франка, говорит Зверев. По его данным, Минвостокразвития было одним из ведомств, у которого правительство запросило мнение по предложениям РРПК. Говорить о том, что идеи РРПК учтены, рано, отмечает глава ВАРПЭ: «На сегодня идет дискуссия и решения нет». По его словам, власти трех регионов Дальнего Востока — Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей — выступают «категорически против» инициатив Франка. Предприятия этих регионов теряют порядка 403 000 т рыбы, 32% своих квот, которые перетекают к РРПК, поясняет Зверев. Пакет мер разрабатывается, лаконичен представитель Трутнева. В Минвостокразвития не ответили на запрос Forbes.
Если чиновники, депутаты и сенаторы пойдут на поводу этой инициативы, то в рыбной отрасли страны произойдет очередное крупное перераспределение сырьевого ресурса, предрекает Балашов: «Доверие рыбаков к государству будет окончательно подорвано, а сами они сядут на финансовую мель». Изъятие оставшихся квот неминуемо приведет к финансовым проблемам и подорвет доверие к власти, вторит ему крабодобытчик: «Должен же быть предел переделу!»